Как ветеран труда, который десятилетиями исправно оплачивал коммунальные услуги, уже более четырех месяцев живет без электричества
«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», этот принцип в общении коммунальщиков и потребителей их услуг выходит на первый план. При этом, у первых всегда есть два мнения, свое и неправильное, а несогласных, по примеру Владимира Владимировича, отправляют на три буквы, то есть, в суд. Предварительно перекрыв ресурсы, чтобы увеличить количество аргументов в споре, на их качество никто не отвлекается.
Очередную историю нам рассказал жуковчанин, который уже более четырех месяцев живет без электричества в квартире, так и не добившись внятного объяснения, за что его постигла такая кара. На сегодняшний момент в этом деле пытается разобраться Жуковский городской суд, однако с ноября, кроме самого жителя, никто из заинтересованных лиц на заседания не явился.
Александр Александрович всю жизнь исправно оплачивал коммунальные услуги, как и все наше старшее поколение, которых к этому давно и навсегда приучила жизнь. Но несмотря на это 1 июня 2018 года он получил претензию от «Мосэнергосбыта», из которой узнал, что задолжал за потребленную «электроэнергию» более 2000 рублей. Как отмечено в документе «оплата потребленной электроэнергии должна производиться ежемесячно», с чем адресат был полностью согласен, поэтому исправно оплачивал выставляемые счета. Однако «Мосэнергосбыт» вдруг посчитал, что не получил 2395 рублей 98 копеек. «При уклонении от оплаты указанных денежных средств АО «Мосэнергосбыт» будет вынуждено приостановить предоставление электроэнергии в вашу квартиру и обратиться в суд для принудительного взыскания задолженности», — пообещал ресурсник.
Озадаченный таким поворотом событий Александр Александрович написал заявление в «Мосэнергосбыт» с опровержением выставляемой ему задолженности и приложил к письму копии квитанций об оплате.
Из ответа стала понятна суть претензий: оказывается истек срок межповерочного интервала (МПИ) счетчика электроэнергии. Все данные указываются в паспорте прибора учета электроэнергии, который Александр Александрович в глаза не видел, так как в 1985 году получил квартиру с уже установленным прибором учета. «Я полагал, что все, что требуется делать, делает обслуживающая организация, так как мне она ничего не предавала, — рассказал жуковчанин. — Я же только аккуратно плачу деньги, как это делал 33 года. Паспорта на счетчик у меня нет и никогда не было, более того, никаких уведомлений об истечении срока поверочного интервала не приходило». Между тем ресурсник также отметил, что именно потребитель обязан обеспечивать проведение поверок счетчиков, установленных за счет потребителя, хотя в данном случае потребитель счетчик не устанавливал, получил квартиру в новом доме уже с прибором учета, однако без паспорта. «Мне предложили самостоятельно провести замену прибора учета, — продолжил удивляться Александр Александрович, — но дело в том, что счетчик располагается не у меня в квартире, а в подъезде, в местах общего пользования. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Но счетчик, располагающийся в местах общего пользования, не может являться моей собственностью, так как любое имущество может принадлежать мне только после подписания акта сдачи-приемки».
Александр Александрович в очередной раз вступил в переписку, пытаясь добиться справедливости посредством эпистолярного жанра, и запросил документы, подтверждающие истечение межповерочного интервала. Вместо этого пришла комиссия, которая без каких-либо документов зафиксировала, что «просрочен межповерочный интервал». По мнению Александра Александровича, если комиссия и пришла к такому выводу на основании каких-то «высших» рассуждений и в августе 2018 года установила окончание МПИ, то только с этого момента МПИ может считаться просроченным. При этом в одном из ответов «Мосэнергосбыт» указал, что «МПИ вашего прибора учета электроэнергии истек в 2014 году, 01.08.2017 прибору учета электрической энергии присвоен статус истек срок МПИ». Как от понимания до фиксации произошло три года, во время которых собственника даже никто не уведомил, а потом потребовался еще год, чтобы сообщить «должнику» о его «задолженности», не совсем понятно. Но для претензий вполне себе достаточно.
«И в конце акта было заключение: «Заменить счетчик на новый». Не было сказано, что счетчик должен заменить именно я. Подумал, что из «Мосэнергосбыта» придут и заменят, даже написал обращение с просьбой заранее мне сообщить время, чтобы я был дома. И его у меня почти приняли, однако потом отказались, сообщив, что они «этим не занимаются». Так я и не дождался, когда придут и поменяют счетчик, зато проценты на «задолженность» капали исправно. Надоело мне «бодаться», поменял сам, по моей заявке сотрудник «Мосэнергосбыта» опломбировал счетчик и зафиксировал ввод в эксплуатацию. Я думал, на этом история закончилась».
Однако у ресурсника была совершенно иная точка зрения, на которую даже установка нового прибора учета не повлияла. Александра Александровича продолжали забрасывать претензиями с обещанием дальнейших санкций, два похода в офис работы с клиентами также результата не принесли, взаимопонимания потребитель и поставщик не достигли. Вместо этого пришли отключать электроэнергию, однако не смогли предъявить документы и ушли ни с чем. «После этого в марте 2019 года я написал письмо, где еще раз изложил свою позицию по возникшим разногласиям, а также предупредил, что в случае дальнейших попыток отключить электричество в моей квартире, вызову полицию», — рассказал Александр Александрович. В ответ пришло письмо с уже набившим оскомину текстом и угрозой обратиться в суд.
На какое-то время наступила пауза, возможно из-за моратория в период пандемии, или про жителя просто забыли. А через четыре года после установки нового счетчика в сентябре 2022 года в квартире Александра Александровича отключилось электричество. «Я выскочил — стоит парнишка из «Мосэнергосбыта», который отрубил электричество и пломбировал счетчик, без уведомления и предупреждения. Я «на эмоциях», как и обещал, вызвал полицию. Мы вместе дождались полицейских, парнишка предъявил удостоверение, в котором была написана должность — «техник по отключениям», и сообщил, что выполнял свою работу. Полиция ничего не могла сделать, так как по сути у меня к самому молодому человеку претензий не было, все они адресованы организации, в которой он работает». Уже позже Александр Александрович узнал, что «техник по отключению» позвонил не в его квартиру, а соседям, которым сказал, что нужно проверить проводку. Хотя по все время цитируемому «Мосэнергосбытом» постановлению Правительства № 354, электричество отключают, предварительно уведомив об этом заявителя. Как указано в этом документе, исполнитель направляет должнику предупреждение (уведомление), которое доставляется потребителю путем вручения под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем.
То есть, с одной стороны «Мосэнергосбыт» считает, что ответственность за прибор учета, который находится в местах общего пользования, несет собственник, с другой стороны, с этим прибором можно делать все что угодно, даже этого собственника не уведомив. «Если же счетчик все же принадлежит мне (я отвечаю за его сохранность, эксплуатацию, поверки, ремонт, замену), то никто не имеет права без меня к нему прикасаться», — пытается понять логику Александр Александрович.
Еще один сакральный вопрос — расчет задолженности и пеней. Тут процесс вообще на выбор случайных чисел из лототрона. Сумма пени из месяца в месяц сильно варьируется, например, в феврале 2020 года она составила 1613,16 руб., а в апреле 2021 года — 43,17 руб.
Отследить логику начислений просто невозможно. Между тем, при отключенном четыре месяца назад электричестве, от ресурсника продолжают поступать звонки
с требованием срочно оплатить долг, иначе будет отключено электричество.
По иску Александра Александровича уже прошло три судебных заседания, однако позицию «Мосэнергосбыта», детализацию начислений и пени, как и множество других вопросов выяснить не удалось, так как ответчик просто не является в суд. В таком режиме любое разбирательство довольно затруднительно, так как с ноября суду не удалось даже выяснить сумму задолженности и ее обоснование. Во всей этой ситуации очевиден и бесспорен только один факт: у ветерана труда, который десятилетиями исправно платил все коммунальные платежи, уже четыре месяца в квартире отключено электричество. Это и есть отношения поставщика и потребителя в эпоху стабильности.