“И Фридрих Энгельс нашего времени”

985
Депутаты Госдумы от КПРФ Анастасия Удальцова и Денис Парфенов. Фото: Евгений Разумный / Ведомости

В бытность Черномырдина российским премьером его выступления любили ставить в номер без купюр и редактуры. Выходило гениально – набор междометий и фраз, обретавших впоследствии крылья, удивительно складывался в связную и местами гомерически смешную речь. Смысл – что важно – в ней тоже всегда присутствовал, хоть и был порой заметен не сразу. 

Сегодня заявку на лавры Черномырдина подал председатель Госдумы Володин. Получилось не очень. Как раз из-за разрыва смыслов. Речь шла об отказе парламентариев публиковать декларации о доходах, а также об их праве ходить на заседания всего раз в полгода, чтобы остаться при должности. 

Законопроект с такими новеллами внёс известный нормотворческий дуэт сенатора Клишаса и депутата из “ЕР” Крашенинникова. Поначалу они хотели всего лишь освободить от непосильного бремени обнародования достатка региональных депутатов, занятых в заксобраниях на непостоянной основе. В частности, таких как обладатель годового дохода в 684,8 млн рублей Дмитрий Голубков – единоросс из Мособолдумы и член совета директоров АО “Мособлгаз”, где единственным учредителем числится Московская область.

Но официально инициативу объяснили заботой о депутатах-врачах, учителях и прочих работягах. По словам Крашенинникова, из-за опечаток и ошибок в декларациях их где-то якобы “нередко лишают полномочий”.

К финальному чтению 25 января документ оброс почти тридцатью поправками. Запятых добавили коммунисты, сильно выступила ЛДПР, предложившая отрешать от должности муниципальных и региональных депутатов только после полугодового прогула заседаний и игнорирования избирателей.

Приятный бонус законодателям всех уровней предложили Клишас-Крашенинников: сведения об их доходах будут публиковать в интернете без указания имён – в виде обезличенной обобщённой информации, что в итоге и одобрила палата.

“Хочу подчеркнуть, — цитирует Крашениникова “Парламентская газета”, — что речь идет о защите персональных данных, данных о составе семьи и тому подобное. Депутаты Госдумы и сенаторы, конечно же, продолжат сдавать декларации и раскрывать всем уполномоченным органам необходимую информацию в соответствии с законом. Все существующие механизмы подачи деклараций, состав сведений, проверки и тому подобное — все остается без изменения. Нет речи об уменьшении контроля”.

Разговор исключительно о том, что декларации депутатов и сенаторов больше может не увидеть общество, ради спокойствия которого они и должны подаваться. Теперь про чужой каравай вопрос не задавай: гражданам ненавязчиво предлагают положиться на выводы компетентных органов, годами не замечавших многочисленных антикоррупционных расследований на основе открытых прежде данных.

Свежий закон вполне вписывается в тренд, заданный Путиным накануне Нового года, когда он подписал Указ, освободивший от публикации деклараций участников боевых действий и чиновников, командированных в зону СВО Кремля на Украине.

Впрочем, не все на Охотном ряду на лету уловили особенности противодействия коррупции в спецоперационный период. Нагородив с коллегами нормативов, спикер Госдумы Володин тут же простодушно и непоследовательно обещал и в дальнейшем не таить сведения о своих доходах. Наверное, назло врагам. Или потому что из зала заседаний с прошлого года не ведутся прямые трансляции на всю страну и можно лепить там в духе Черномырдина: “Нам никто не мешает перевыполнить наши законы”.

Судим о настроении единоросса по расшифровке “Ведомостей”:

“Председатель Госдумы Вячеслав Володин в ходе принятия законопроекта об отмене обязательной публикации деклараций депутатов и сенаторов заявил, что опубликует свою декларацию.

«Ну, может быть, это как раз для нас через искушение прийти к тому моменту истины, для себя взять и опубликовать. Вот мы с [депутатом от КПРФ Ольгой] Алимовой опубликуем, мы избирались от Саратовской области. Нам нечего скрывать. Или вам есть, что скрывать, Ольга Николаевна? Только наши отношения. Всё остальное опубликуем», – сказал Володин. По словам спикера, никто никому не запрещает публиковать декларации, это «наше с вами право». «Поэтому если [один из авторов поправок, депутат от ЛДПР Алексей] Диденко возьмёт и опубликует свою декларацию, это его право. Более того, он правильно поступит», – заявил Володин.

Спикер назвал инициативу «непростой» и сказал, что «если кто-то будет пытаться закрыться нормой закона, но при этом говорит об открытости, вот это двойные стандарты». Он добавил, что декларации также пообещал опубликовать депутат от КПРФ Михаил Матвеев и депутат от «Справедливой России» Олег Нилов. «Мы с вами, когда речь идет о дисциплине, начали с самоорганизации», – заявил спикер.

«Федеральный закон принят. Уважаемые коллеги, искушение приходит с принятием этого закона. Кто-то подаст декларацию, кто-то нет. Но поправка Павла Владимировича именная, ваша и от Совета Федерации кто? [Сенатора Андрея] Клишаса. Одним словом, поправка Крашенинникова-Клишаса позволяет не публиковать декларации. И Фридрих Энгельс нынешнего времени», – заявил Володин”.

Готовность публиковать сведения о своих заработках вслед за ним выразил ещё и депутат Хинштейн. Но что-то нам подсказывает, что к 1 марта 2023 года, когда вступит в силу закон, и без того жидковатые ряды волонтёров декларирования поредеют столь же сильно, как некогда заявленные толпы добровольцев из парламентариев-единороссов в окопах Донбасса.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут