Самый провальный год за прошедшее десятилетие

1419

Краткие итоги работы гражданского сектора авиапромышленности России в 2022 г.

В прошедшем 2022 г серийное производство пассажирских и транспортных самолетов на российских авиазаводах суммарно составило 16 машин отечественной разработки.

Авиазавод в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ)

В течение прошедшего года на дальневосточном авиазаводе было построено 10 самолетов семейства «Суперджет-100», оснащенных российско-французскими турбореактивными двигателями SaM146 из запасов. Авиалайнер с заводским № 95230 и временной регистрацией № 97022 – это последний построенный в 2022 г. самолет семейства «Суперджет» и 230-й построенный самолет марки «Суперджет», если считать вместе с опытными образцами. В эксплуатации находится около 170 машин «Суперджет-100» в девяти авиакомпаниях.

Самолет № 95230 – это также последний самолет модели «Супержет-100-95В»: все последующие машины будут в новой усовершенствованной версии – RRJ-95New-100. На начало декабря 2022 г. одна новая машина RRJ-95New-100 (№ MSN 97001) находится в цеху окончательной сборки, параллельно строятся еще три образца.

Стоит напомнить, что в 2021 г. на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ) на предприятии АО «Региональные самолеты (РС)» (филиал корпорации «Иркут») построили 12 машин марки «Суперджет-100» (SSJ-100). Для сравнения: в 2020 г. было построено 11 самолетов SSJ-100. АО «РС» – это бывшая компания «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)».

Иркутский авиазавод (ИАЗ)

На Иркутском авиазаводе в 2022 г. не было выпущено ни одного авиалайнера семейства МС-21. Согласно официальным заявлениям, полностью российский (с отечественными двигателями и комплектующими) авиалайнер должен совершить первый полет в апреле 2024 г. Эта опытная машина с серийным номером МС21-0013 представляет собой новую модификацию авиалайнера, она получила сейчас обозначение МС-21-310РУС. До конца декабря 2024 г. планируют построить шесть самолетов такой модели.

Серийный выпуск базовой версии – машины МС-21-300 с американским двигателем PW1400G-JM и c иностранными комплектующими и крылом из зарубежных композиционных материалов, которая сертифицирована, а также версия с российским двигателем ПД-14 и крылом из отечественных композитов, но с зарубежными комплектующими в ближайшей перспективе серийно производиться не будет из-за западных санкций.

Ульяновский авиастроительный комплекс «Авиастар-СП»

В начале декабря 2022 г. на аэродроме Ульяновского авиазавода совершил первый полет в рамках приемо-сдаточных испытаний модернизированный транспортный самолет Ил-76МД-90А с бортовым номером RF-78667 (№ 0302). Воздушное судно построили в рамках контракта с Минобороны России.

Это была пятая машина Ил-76МД-90А, выкаченная из цеха окончательной сборки в 2022 г., и седьмой тяжелый усовершенствованный транспортный самолет, собранный на автоматизированной поточной линии ПЛС-76 с момента ее ввода в эксплуатацию.

Воронежский авиазавод (ВАСО)

В конце прошедшего года на Воронежском авиазаводе планировали выкатить из цеха окончательной сборки опытный образец авиалайнера Ил-96-400М (№ 0001). Однако мероприятие не состоялось.

Самолет Ил-96-400М разработан на базе транспортной версии – машины Ил-96-400Т, которая отличается от базового варианта самолета Ил-96-300 удлиненным на 9,65 м фюзеляжем и увеличенной на 20 т максимальной взлетной массой. Вместимость авиалайнера Ил-96-400М составляет 390 пассажиров. Машина Ил-96-400М полностью состоит из комплектующих отечественного производства. На машине устанавливается усовершенствованный комплекс авионики, который испытывался в Жуковском на самолете Ил-96-300. На новом авиалайнере Ил-96-400М установлены четыре двигателя отечественного производства ПС-90А1 с тягой на взлете 17,4 тс. Мотор ПС-90А1 является модификацией двигателя ПС-90А. Степень унификации с базовым двигателем ПС-90А составляет 98%. Данная модификация ПС-90А сертифицирована в 2007 г.

Казанский авиазавод им. С.П.Горбунова (КАЗ)

В 2022 г. на Казанском авиазаводе не была завершена постройка ни одной машины марки Ту-214, на выпуске которых специализируется предприятие. Первые три авиалайнера Ту-214 для отечественных авиакомпаний планирую построить в 2023 г.

Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М.Бериева (ТАНТК)

В 2022 г. в Таганроге был построен один самолет-амфибия Бе-200 (заводской № 357) для Алжира. Машина была выкачена из цеха окончательной сборки, но в воздух пока еще не поднималась.

Луховицкий авиазавод

Широко объявленной ранее процедуры выкатки и начала летных испытаний второго опытного образца регионального самолета Ил-114-300 в 2022 г. не произошло, также не были возобновлены испытательные полеты первого опытного образца самолета.

Выводы

Необходимо отметить, что в обзоре учитываются только самолеты гражданского и двойного назначения, а также машины транспортной авиации. Итого суммарно в 2022 г. построено 16 машин.

Информация для размышления: в 2021 г серийное производство пассажирских и транспортных самолетов на российских авиазаводах суммарно составило 19 машин отечественной разработки. В 2020 г. – 20 самолетов, в 2019 г. – 23 машины, в 2018 г. – 35 самолетов, а в 2017 г. – 41.

Летом прошедшего 2022 г. правительство России утвердило Комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 г, которая была опубликована на сайте правительства России. Согласно Комплексной программе, отечественная авиапромышленность должна изготовить к 2030 г. 1036 новых серийных самолетов и 764 вертолета гражданского назначения, а также почти 5 тыс. авиадвигателей для них. Распоряжением правительства РФ № 1693-р от 25 июня 2022 г. Комплексная программа была утверждена и принята к исполнению. На развитие отрасли планируется выделить из госбюджета суммарно 770 млрд. руб.

Комплексная программа – это некая общая цель, которую уже сейчас понятно, не достичь полностью, а только частично. Короче говоря, самое главное в наше время – пообещать. Рассчитывать, что в условиях жестких санкций авиапромышленность обретет «второе дыхание» и будет работать ударными темпами – это лукавство. У страны нет достаточных ресурсов. Для того, чтобы успешно развиваться в условиях многочисленных санкций, необходимы куда большие ресурсы, чем имеются у России сейчас.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"