«Сделал, что мог, кто сможет, пусть сделает лучше»

1260

7 января 1983 г. в возрасте 53 лет скоропостижно скончался Риамир Адамович Измайлов, талантливый советский авиаконстркутор, Главный конструктор ЭМЗ им. В.М.Мясищева в г. Жуковский Московской области. 7 января 2023 г. исполнится 40 лет, как не стало Риамира Адамовича, но как и в предыдущие годы в этот день у его могилы соберутся родственники, сотруднники и друзья Измайлова, чтобы почтить память любимого и глубоко уважаемого ими человека.

Риамир Адамович Измайлов родился 30 марта 1930 г. в Крыму, в г.Бахчисарай, в 1937 г. с мамой Черниковой Татьяной Михайловной (1909 г.-1993 г.) переехал в г. Евпатория, где в 1948 г. закончил мужскую среднюю школы № 10.

Отец Риамира Измайлова – Адам Осипович Добахов (1907 – 1992) — планерист, летчик-испытатель, старший лейтенант, мастер спорта СССР. Он родился в Одессе, в Симферополе занимался в планерном кружке, затем в планерной школе, участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях, строил планеры, работал инструктором в аэроклубе. На планере «Киров» в 1935г. он установил рекорд продолжительности полета 9 часов 45 минут. Во время Великой Отечественной войны А.О. Добахов неоднократно совершал вылеты в тыл противника для доставки грузов партизанам и вывоза раненых. Он награжден орденом Отечественной войны II степени, Орденом Красной Звезды, медалями. С 1943 г. А.О. Добахов – летчик-испытатель отдельной испытательной авиаэскадрильи Опытного полигона ВДВ, в 1946 г. он создал в Симферополе планерную школу ДОСАФ. Жил и умер в Симферополе.

Возможно, благодаря генам отца-авиатора Риамир Адамович после окончания школы поступил в Харьковский авиационный институт (ХАИ), который закончил с отличием в 1954 г., защитив дипломный проект: «Самолет с изменяемой в полете стреловидностью крыла». Руководитель проекта, профессор, завкафедрой летательных аппаратов, к.т.н Лев Арсон дал ему высокую оценку: «В процессе проектирования Р.А. Измайлов показал аэродинамические и тактические преимущества самолета такой схемы. Многие решения этой конструкции весьма оригинальны. Дипломный проект выполнен на высоком техническом уровне». Позднее Риамир Измайлов написал о качестве подготовки специалистов в ХАИ: «Коллектив преподавателей дал нам хорошие, фундаментальные знания и способность развивать их дальше, умение применять знания на практике, высокую живучесть, выносливость и пробивную силу». Все эти качества проявились у Риамира Адамовича, когда его мечта сбылась, и он стал авиаконструктором.

В апреле 1954 г. Р.А.Измайлов по распределению начал работать в ОКБ О.К. Антонова, где за 16 лет прошел восемь должностей от инженера-конструктора III категории до заместителя Главного конструктора – Начальника филиала ОКБ О.К. Антонова на заводе «Прогресс» в г. Арсеньев Приморского края. В 1965 г. Р.А. Измайлов был временно откомандирован в Арсеньев с группой конструкторов из 15 человек для оперативного решения вопросов при запуске в серийное производство самолёта Ан-14 “Пчёлка”, «небольшого универсального самолета для сельского хозяйства», так назвал его Олег Антонов.

Запуская в серию «Пчелку», Р.А. Измайлов изучил ситуацию с сельскохозавиацией в стране и проявил инициативу: со своими сотрудниками он разработал оригинальную концепцию специализированного самолета для сельского хозяйства. В МАПе предложение одобрили, и в феврале 1970 г. при Арсеньевском авиазаводе было создано новое ОКБ по сельхозавиации, его главным конструктором назначили Р.А.Измайлова.

3 февраля 1972 г. были утверждены тактико-технические требования на новый самолет И-711, основными из которых были: увеличение производительности не менее, чем в два раза по сравнению с Ан-2, снижение себестоимости авиахимработ не менее, чем на 30%, увеличение грузоподъёмности самолёта до 2200÷2400 кг, внедрение новейших методов техобслуживания и диагностики, а также многое другое. В апреле 1971г. техсовет МАП утвердил эскизный проект нового самолёта Измайлова и рекомендовал его к запуску в производство в Польше, в городе Мелец, под маркой М-15, вместо производимых там Ан-2, для поставки в СССР и страны соцдемократии. И в этом же году с группой специалистов Измайлова откомандировали в г.Мелец для запуска в пороизводство М-15. По польским данным, было построено 172 самолёта М-15, 155 штук поставлено в СССР, остальные – в Польшу, Венгрию и ГДР.

М-15 в сравнении с Ан-2 представлял собой новый уровень развития авиатехники для сельского хозяйства, испытания М-15 подтвердили основные заявленные характеристики, а эксплуатация показала высокую эффективность. Но в 1980 г. последовало решение о прекращении производства М–15. Основные причины этого решения в том, что задачи по индустриализации сельского хозяйства, ранее поставленные КПСС, не были выполнены. Советский агропром был не готов работать с новой авиатехникой и у него отсутствовала инфраструктура для её эксплуатации и обслуживания. Но в авиационных кругах создание М-15 оценивалось, как новое слово в развитии сельскохозяйственной авиации, а авторитет Риамира Измайлова как конструктора был очень высок.

Об этом, например, свидетельствует тесная дружба, которая связывала Риамира Адамовича с Сергеем Николаевичем Анохиным – легендарным, заслуженным летчиком-испытателем СССР, Героем Советского Союза. Авторитет С.Н. Анохина в летном мире был колоссальным, его считали летчиком № 1 своего времени.

5 сентября 1979 г. вышел приказ МАП № 883/А о назначении Р. А. Измайлова Главным конструктором ЭМЗ им. В.М.Мясищева в г. Жуковский Московской области. Ему и его сотрудникам поручили разработку кабину экипажа «Буран» орбитального корабля – ракетоплана многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран». Другим важным и ответственным поручением коллективу была разработка проекта нового транспортного самолета сверхбольшой грузоподъемности по теме 52.

Однако сердце не выдержало чрезмерных эмоциональных и физических нагрузок – 7 января 1983 года Риамира Адамовича Измайлова не стало.

Р.А. Измайлов был награжден: Орденом «Трудового Красного Знамени», медалью «За рудовую доблесть», а также «Золотым Крестом за заслуги» в Польше.

В семье Риамир Измайлов был счастлив, жена – Тамара Васильевна Измайлова (Булатова) — поддерживала его и помогала всегда и во всем. Она родилась в г.Тогучин Новосибирской области в 1932 г., в 1933 г. её семья переехала в Крым, в Евпаторию. В 1949 г. она окончила среднюю женскую школу №3, лучшую в городе, и сразу поступила в МГИМО МИД СССР, который закончила с отличием по специальности «История международных отношений» с присвоением квалификации «Историк-международник» и направлением в аспирантуру. 28 июня 1954г. Тамара Васильевна защитила диплом, а незадолго до этого, 9 марта 1954 г. в Москве был зарегистрирован брак Тамары Васильевны с Риамиром Адамовичем, который защитил свой диплом в ХАИ на несколько месяцев раньше. Направлением в аспирантуру Тамара Васильевна не воспользовалась, а приехала в Киев к мужу, чтобы всегда быть вместе. Зная в совершенстве английский язык, Тамара Васильевна работала рядом с мужем, в отделе научно-технической информации (ОНТИ)./ и, благодаря ей, он получал информацию о новинках авиации во всем мире и, конечно, применял ее в своей деятельности. Кроме того, она была «душой» коллектива, создавая и поддерживая доброжелательную атмосферу, организуя в том числе различные внерабочие мероприятия коллектива, и в Арсеньеве, и в Мелеце, и в Жуковском.

Тамара Васильевна много сил отдавала семье и воспитанию детей. Она подарила мужу трех дочерей: Елену (1955 г.р.), Марину (1957 г.р.), Татьяну (1963 г.р.), которых он любил и посвящал им все свободное время.

Татьяна Риамировна Измайлова-Глазачева попросила завершить публикацию словами: «Наша семья выражает глубокую благодарность группе специалистов, соратников, друзей, которые работали в группе Риамира Адамовича Измайлова, и членам их семей, всем «Измайловцам»: Ю.Г.Крикову, А.В.Салову, А.Ф.Савосину, В.И.Дурову, В.В.Гордиенко, В.И.Катукову, И.П.Харченко, В.Ф.Бородину, В.Е.Мухомедьяну, Л.И.Дьяковой, А.П.Чарской, Т.Ф.Гневковской, а так же тем, которых уже нет с нами: Е.С.Чарскому, В.Ф.Спиваку, Ю.Г.Гордиенко, В.И.Дьякову, В.К.Дружинскому, В.П.Шоршеву, Б.А.Гневковскому, Г.Ю.Белоусову, А.Г.Семенову, А.Н.Кундиревичу, М.А.Макаревичу, Ю.М.Горбенко, Л.А.Комарову, А.С.Мереге, А.К.Антонову, А.Е.Попову, Б.Ф.Мишуре, В.С.Зенченко, А.М.Седову, И.Н.Колтунову, П.В.Зайцеву, Г.Е.Джибладзе; а также нач.отдела ЭМЗ Л.Г.Козодою арсеньевцам, всем тем, кто знал позывной «Барахат». По традиции, которую создала Тамара Васильевна Измайлова, каждый год в день смерти Риамира Адамовича, 7 января мы собираемся на Быковском мемориальном кладбище в 11 часов утра. Есть древняя мудрость: «Человек живет до тех пор, пока о нем помнят другие». Можно сказать иначе – нужно сделать в жизни много хорошего, чтобы тебя помнили после смерти.

На рабочем столе Риамира Адамовича всегда находилась фотография чайки, парящей в восходящих воздушных потоках, с подписью, сделанной его рукой на латинском языке: Feci guod potui, faciant meliora potentes и ее перевод: «Сделал, что мог, кто сможет, пусть сделает лучше».

Анатолий Смирнов

Фото из архива семьи

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Фотокорреспондент. Культура, образование, рубрика "Секреты счастья"