Есть такая профессия – учить летать самолеты. Юбилей Станислава Александровича Братчикова

1610

В эти дни свой 85-летний юбилей отмечает известный специалист в области лётных испытаний бортовых систем управления летательными аппаратами Станислав Александрович Братчиков.
Станислав Александрович родился 27 ноября 1937 года в Саратове. В 1961 году окончил Саратовский государственный университет и был направлен на работу в Лётно-исследовательский институт. Молодой инженер был распределён в лабораторию, которой руководил известный учёный, лауреат двух Сталинских премий Всеволод Николаевич Матвеев. Лаборатория занималась созданием методов и средств повышения всепогодности полётов неманевренных самолётов. Именно это направление и стало основным в деятельности С.А. Братчикова. В 1961–1984 годах в качестве ведущего инженера по лётным испытаниям он занимался отработкой автоматических бортовых систем управления по I, II и III категориям ИКАО на летающих лабораториях Ту-124, Ту-134, Ту-144 и Ту-154.


При его активном участии в 1968 году на самолёте Ту-124 впервые в нашей стране был испытан экспериментальный цифровой пилотажный комплекс ЭЦПК в режимах стабилизации углов высоты и захода на посадку. Полёты выполняли лётчики-испытатели Ф.И. Бурцев, В.П. Васин и Б.И. Юмашев. Идеи и решения, реализованные в ЭЦПК, впоследствии были применены на многоразовом космическом корабле «Буран».
В 1977–1982 годах С.А. Братчиков руководил испытаниями автоматической бортовой системы управления АБСУ-144 на сверхзвуковом пассажирском самолёте Ту-144 (б/н СССР-77108). В 50 полётах общей продолжительностью 68 часов, которые выполняли лётчики-испытатели В.И. Крыжановский и А.С. Левченко, отрабатывался автоматический заход на посадку до высоты 20 метров по системе директорного захода на посадку. По результатам этих исследований были получены материалы для установления метеоминимумов 45х800 метров для взлёта и посадки.
Будучи начальником сектора лётных испытаний отделения, С.А. Братчиков в начале 1980-х годов провёл сложную работу по доводке автоматической бортовой системы управления самолёта Ту-154 по II и III категориям ИКАО. В ходе этих испытаний лётчики-испытатели В.А. Красильников и Б.И. Юмашев на самолёте Ту-154 выполнили более 2.000 полностью автоматических посадок.


В январе 1985 года Станислав Александрович получил назначение в Школу лётчиков-испытателей имени А.В. Федотова (тогда она называлась Центр подготовки лётного состава). Он стал заместителем начальника Школы по учебно-методической части и проработал на этой должности до марта 1988 года. За это время в ШЛИ было подготовлено пять выпусков лётчиков и штурманов экспериментальной авиации, один выпуск лётчиков ГосНИИ ГА и два выпуска экстерната. В 1987–1988 годах в Школе прошли подготовку пять космонавтов из НПО «Энергия», готовившихся к полёту на космическом корабле «Буран» (А.Н. Баландин, А.С. Иванченков, С.К. Крикалёв, В.В. Лебедев и Г.М. Стрекалов).
В 1988–1990 годах С.А. Братчиков работал заместителем начальника лётного комплекса Лётно-испытательного центра Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова.


Уйдя из ЛИИ в начале «лихих» 1990-х, Станислав Александрович четверть века проработал в различных авиакомпаниях. Казалось бы, теперь можно уйти на пенсию, чтобы спокойно сидеть дома, радуясь успехам внучки (известная теннисистка Нина Братчикова – внучка Станислава Александровича)… Но не таков характер юбиляра!
В возрасте 80 лет он вновь вернулся в Школу лётчиков-испытателей имени А.В. Федотова, где и продолжает трудиться по сей день, читая лекции слушателям ШЛИ.
По отзывам слушателей, лекции, которые он читает, – это не просто учебный материал, это учебный материал, пропущенный через сито лётных испытаний, замешанный на жизненном опыте, оформленный в готовые к применению решения по многим сферам профессиональной деятельности лётчиков, штурманов и авиационных инженеров-испытателей.


Специалистов с таким набором знаний, навыков и компетенций найти в ЛИИ конечно можно, но что бы такой диапазон профессиональных качеств сочетался с неиссякаемой созидательной энергией, активной жизненной позицией, тонким чувством юмора и неизменной самоиронией, к сожалению – таких немного.
Слушатели, персонал и руководство ШЛИ имени А.В. Федотова очень ценят и гордятся тем, что такой Человек и Специалист, как Станислав Александрович Братчиков до сих пор находится на переднем крае борьбы за развитие отечественной авиации в целом и экспериментальной авиации в частности.
Коллектив Школы лётчиков-испытателей имени А.В. Федотова от всего сердца поздравляет Станислава Александровича Братчикова с 85-летием со дня рождения, желает ему такого здоровья, которое бы обеспечивало ему высокую работоспособность и позитивную мотивацию в нерабочее время, приятных эмоций от повседневных встреч и общения с коллегами, друзьями и родственниками, оптимизма, бодрости духа и встречи на очередном юбилее!

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.