Дата нового заседания клуба «Взлетная полоса», -15 ноября – выбрана не случайно – прототип самолета Ту-95 совершил первый полет 12 ноября 1952 года, 70 лет назад. Летчик-испытатель ОКБ А.Н.Туполева, Алексей Дмитриевич Перелет, поднявший в воздух машину, не мог представить будущее этого самолета таким грандиозным.
Ту-95(проект «95») — советский стратегический бомбардировщик-ракетоносец, единственный в мире серийный бомбардировщик- ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Ту-95 до сих пор остается на вооружении ВВС России как носитель крылатых ракет, в том числе новейших и, благодаря более низкому расходу топлива, чем у реактивных самолетов, а главное, благодаря лучшей скрытности от спутников SBIRS, наблюдающих за стратегическими бомбардировщиками с реактивными двигателями по их выхлопам. Ту-95 нельзя считать устаревшим самолетом, так как от него требуется только далеко летать, а реальным его оружием являются новейшие крылатые ракеты, типа X-101, которые при дальности 5500 км позволяют Ту-95 безопасно для себя атаковать цели за пределами радиусов действия любых систем ПВО.
Уникальность Ту-95 еще в том, что на его базе были созданы летающие лаборатории различного назначения, а также пассажирский межконтинентальный лайнер — Ту-114 и проект его транспортного варианта. В свою очередь, на базе Ту-114 был создан первый советский боевой самолёт дальнего радиолокационного обнаружения ДРЛО – Ту-126. Дальнейшим развитием проекта «95» явился вариант дальнего противолодочного самолета ДПЛС, который образовал свой модификационный ряд самолетов семейства Ту-142 различного боевого назначения. Неофициально на фирме «Туполев», говорят, что самолеты Ту-95 могут успешно использоваться до 2040-х годов. Общее количество разработанных вариантов самолётов по проекту «95», включая серийные модификации, опытные образцы, летающие лаборатории и неосуществлённые проекты, приблизилось к пятидесяти, а общее количество выпущенных машин — к 500 единицам.
Ведущий заседания клуба «Взлетная полоса», председатель клуба, историк авиации, директор музея ЛИИ им. М.М. Громова, ученый секретарь Жуковского городского музея, Андрей Анатольевич Симонов кроме истории создания самого самолета, его модификаций и эксплуатации, рассказал о судьбе замечательного летчика Алексея Перелета и его экипажа.
Алексей Дмитриевич Перелет родился 14 января 1914 года в селе Вороньки Полтавской области. Он окончил 6 классов и школу ФЗУ, затем в 1937г. — Балашовскую школу летчиков ГВФ, и оставлен работать в ней летчиком-инструктором. В Советскую Армию Алексей Перелет призван в 1939 г., он — участник Великой Отечественной войны. В 1943 г. был принят на летно-испытательную работу в ОКБ А.Н. Туполева, испытывал Ту-4, Ту-10, Ту-16, «77», «82», Ту-85, Ту-95. А 12 ноября 1952 года летчик-испытатель Алексей Перелет и его экипаж подняли в первый полёт прототип стратегического бомбардировщика Ту-95/1, и к середине мая успели выполнить на этом самолете 15 полетов с общим налетом около 21 часа. 11 мая 1953 года экипаж проводил на Ту-95/1 очередной испытательный полет, уже выполнил задание по замеру расхода топлива, когда на последнем режиме максимальной тяги загорелся третий двигатель. Алексей Перелет его отключил и запустил систему пожаротушения, но она не помогла, пожар разрастался и командир приказал экипажу, кроме бортинженера А.Ф.Чернова, покинуть самолет. Вдвоем они пытались спасти опытную машину, но когда отвалился горящий двигатель и машина почти вертикально пошла вниз, то у летчика с бортинженером возможности спастись уже не было. А.Д.Перелет похоронен на Ваганьковском кладбище. В 1954 г. ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а в 1957 г., за вклад в создание самолёта Ту-95, присуждена Ленинская премия. В г. Раменское его именем названа улица.
Затем выступили сотрудники фирмы «Туполев», которые принимали участие в модернизации и совершенствовании Ту-95: заслуженный летчик-испытатель РФ Валерий Федорович Ваньшин, работавший летчиком-испытателем ОКБ им. А.Н. Туполева с 1985-1997 гг. и заслуженный конструктор России, к.т.н., ведущий инженер-конструктор ОКБ им. А.Н. Туполева Валерий Владимирович Бендеров.
Валерий Ваньшин, который много летал на самолете Ту-142, в частности, рассказал, как принимал непосредственное участие в установлении трех мировых рекордов в классе самолетов с турбореактивными двигателями на летающей лаборатории Ту-142ЛЛ.
Валерий Бендеров полковник, бывший член научно-технического комитета ВВС, автор десятка изобретений, сотни публикаций, кандидат наук. В компанию «Туполев» пришел в 1995г. на должность заместителя Генерального директора ОАО Туполев по вопросам военной тематики в очень тяжелое время для фирмы. Он рассказал о том как, практически без финансирования, ОАО Туполев выживало в 90-е годы, как удавалось на Ту-95 проводить испытания высокоточного оружия. В 2003 г. вышло ТЗ на модернизацию комплекса Ту-95, подписанное Главкомом, но никто не понимал, как это сделать при минимальном финансировании и дефиците комплектующих изделий. Тем не менее как-то фирме удалось выкрутиться, и комплексы Ту-22 с новыми высокоточными ракетами были сданы заказчику.
В 2012 г. В.В.Бендерова назначили Главным конструктором по ЛЛ на базе Ту-144. С 2019 он ведущий инженер-конструктор ОКБ им. А.Н.Туполева.
На заседании с мнениями и дополнениями выступали Алексей Амелюшкин, бывший ведущий инженер по летным испытаниям ОКБ Туполев, сотрудник Центра обучения персонала, Владимир Петров историк авиации, главный консультант студии Крылья России», Юрий Пономарев, обозреватель еженедельника «Жуковские вести» и Вячеслав Зайцев, генеральный директор АО «Интеравиагаз».