Бессмертная фраза Черномырдина – «хотели, как лучше, а получилось, как всегда», оставила отпечаток на всем, к чему не прикасалась власть. Однако последние годы уже и «как лучше» не хотели, полагая, что и так сойдет.
Ровно так случилось и с общественным мониторингом всевозможных министерство и ведомств. Идея создания общественных советов из известных и активных людей, которые бы в качестве рекомендаций и консультаций доводили обратную связь от общества, изначально была неплоха. И поначалу иногда получалось лепить чиновников с человеческим лицом, помогать гражданам в каких-то конкретных ситуациях, и даже выходить с инициативой реформирования министерств и ведомств.
Однако постепенно все эти советы трансформировались из тех, кто отстаивает интересы общества во взаимодействии с чиновникам, в тех, кто оправдывает все действия чиновников, и на правах представителей общества дает определенную индульгенцию. Общественный Совет при полиции не стал исключением.
Как указано на сайте ОМВД России по г.о. Жуковский, Общественный совет призван обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, органов власти всех уровней, общественных объединений, правозащитных религиозных и других организаций для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции. В положение прописано два десятка задач этого совета. Например, участие в разработке и рассмотрении программ, инициатив граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности ОМВД, участие в информировании граждан о деятельности полиции, в том числе через СМИ, и в публичном обсуждении вопросов, касающихся деятельности полиции.
Более того, члены Общественного совета могут проводить общественную экспертизу федеральных законов и других нормативных правовых актов по вопросам деятельности органов внутренних дел. А также оказывать содействие в повышении правовой культуры личного состава ОМВД и организации работы по патриотическому, нравственно-духовному и нравственно-эстетическому воспитанию сотрудников полиции. «Привлечение деятелей культуры, науки и искусства к отражению деятельности полиции в своих произведениях, пропаганде деятельности в СМИ», – указано в Положении.
Это теория, а на практике все иначе. О деятельности Общественного совета мало кто слышал: и когда практически все руководство Жуковской полиции «слетело» после пыток задержанного черенком от лопаты (трое полицейских были осуждены), и когда задержали пенсионерку, одиноко стоящую с плакатом «Против грошовых пенсий, зарплат и дискриминации пенсионеров! Против нищеты!» около закрытого Сбербанка. Не слышно никаких инициатив, исключительно дежурные фото бессменного председателя совета Романа Мерсиянова в аккаунтах пресс-службы администрации. А все взаимодействие полиции со СМИ происходит в формате пресс-релизов, за комментариями нужно обращаться в региональное ведомство.
Зато одобрение от этих представителей общества приходит по расписанию и без сбоев, одобряют не только за себя, но и за всех нас.
Сейчас выбирается новый состав Общественного совета при ОМВД, на согласование в Общественную палату направлены кандидатуры, которые будут имитировать общество. Среди них все тот же Роман Мерсиянов, также из прошлого состава в Совет предлагаются Евгений Айдамиров, тренер по легкой атлетике СШ-Метеор, Александр Айсин, художественный руководитель Экспериментального музыкально-драматического театра, Сергей Локотков, главный редактор «Жук-ТВ» и Павел Харитонов, заместитель директора школы № 12. Среди новых кандидатов в Общественный совет адвокат Олег Бордунов, Виктор Колобовников из прихода Пантелеимоновского храма, Александр Аниканов из СШ-центр спорта «Метеор». Лично зная некоторых «шульбертов», могу предположить, что «это не народ, это хуже народа, это лучшие люди города», которые не про защиту прав граждан и законодательные инициативы. Но всегда поддержат любую вертикаль, без сантиментов и рефлексии.
Николай Ищенко, заместитель председателя ОП, бывший член Общественного совета при ОМВД: Когда я был председателем Общественного совета при ОМВД, заседания проходили открыто в здании мэрии, и любой житель города мог участвовать в работе. Контролировали работу торговых точек, а затем на заседаниях обсуждали с приглашением руководителей. Контролировали работу участковых уполномоченных. Участвовали в совместных приемах, дежурствах и рейдах. Естественно, оценивали работу сотрудников, я постоянно на подведениях итогов высказывал все замечания. И самое главное, что вся наша работа была открытой и освещалась всеми средствами массовой информации, которые были в городе.
Последние годы ситуация обратная. Совет не слышно и не видно. Сколько жителей города вообще знают о его существовании, но и самим членам совета этого не надо, они туда идут не для защиты прав граждан и общественного мониторинга, а по личным мотивам: кто-то для статуса, а кто-то по разнарядке. Что сделал Роман Мерсиянов для жителей города и диалога между полицией и жителями? И сейчас его же снова предлагают. На мой взгляд, в Общественный совет при ОМВД должны попасть люди активные, способные принести новые инициативы и формировать на разных площадках обратную связь от жителей города. Знающие город и представляющие его жизнь. Это важно не только для общества, но и для полиции.
Для того, чтобы в полной мере оценить масштабность деятельности Общественного совета прошлого созыва, достаточно зайти на официальную страницу Жуковского отдела полиции и посмотреть протоколы заседаний этого совета. Самое интересное начинается уже «с вешалки»: по версии общественников на заседании присутствовала член совета Надежда Торнопол, которая попала в совет как заведующая детского сада № 34, однако с августа 2021 года уже не работает в Жуковском.
Повестка дня заседания содержала два вопроса: отчет о проделанной работе и мониторинг общественного мнения о полиции. Как сообщил Роман Меринов, за 9 месяцев 2022 года с участием представителей Общественного совета при ОМВД проведено 21 мероприятие, из них 1 «круглый стол», 16 – информационно-пропагандистских акций и в 4 иных мероприятиях. Проверяли помещения и их доступность для маломобильных граждан, а также наличие информационных стендов. На этом в принципе содержательная часть и заканчивается.
Что касается общественного мониторинга, то члены Жуковского общественного совета при ОМВД сказали новое слово в социологии. «Секретарь Общественного совета при ОМВД Павел Харитонов доложил о проведенном социологическом исследовании общественного мнения о деятельности полиции на территории обслуживания городского округа Жуковский. Он отметил, что в соответствии с распоряжением начальника ОМВД в период с 1 августа по 10 сентября 2022 года проведен опрос населения о деятельности полиции на муниципальном уровне, в котором приняли участие 321 человек, проживающий в округе, из них 209 человек (65,1%) чувствуют себя защищенными, 221 человек (68,84%) выразили доверие к полиции и 224 человека (69,78%) довольны качеством работы сотрудников ОМВД». Хотелось бы понять, какие вопросы задавал Павел Харитонов, учитель школы № 12, своим респондентам, что кроется за оставшимися процентами и какова была выборка опрошенных. Но после таких цифр и их подачи, вопросов уже не остается, добреем и точка.
Логично предположить, что следующий совет с теми же персоналиями вряд ли поменяет стиль работы. Роман Мерсинянов скорее всего не вспомнит об интересах граждан (не определенного круга, а всех), Павел Харитонов, вероятно, не изучит вопрос соцопросов и поймет разницу между поздравительной открыткой и мониторингом. И только Александр Айсин, как и сказано в Положении об Общественном совете, сможет отразить деятельность полиции в своих постановках, но это не точно.
Наталья Знаменская. Есть такая закономерность: чем меньше у народа прав, тем больше фриков по надзору за этими правами. Я бы сказала, что в России сегодня культ фриков… Они везде: от депутатского корпуса, формирующегося на основе фальсификаций, до всякого рода общественных миражей в виде общественных советов, назначенных сверху.
Все они не имеют никакого значения. И с некоторых пор даже не служат никакой цели (ну, например, хотя бы имитировать доверие народа). Они просто существуют, потому как сверху по вертикали ввели такой прикол. Как были в советское время, например, народные заседатели в судах: все знали, что они “ни о чем “, а ритуал соблюдался.
По сути государство сегодня так устало изображать из себя “слугу народа”, что лениво говорит народу: жри, что дают, делай, что требуют, смотри телевизор и будь готов отдать жизнь, если что… Все остальное – не твоего ума дело”.
В итоге, самодостаточные ушли в себя, а услужливые – в общественное “ничто”.
Нет никакой разницы, кто в этом совете при ОМВД. (Особенно мне нравится слово “при”, что точно отражает суть вещей). Ведь эти люди хотят быть полезными отнюдь не дорогим жуковчанам, а только тем, кто с погонами не ниже майора. “Очень полезно быть полезным, когда находишься в обществе полезных людей», – писал один известный сатирик. И он прав, потому что все это уже было много лет назад.
А значит, рано или поздно пройдёт. Потому как мыльные пузыри имеют свойство растворяться в воздухе. Это значит, что мы увидим, как воздух возвращается и в страну, и в город. Вернётся воздух – исчезнут фрики.
В нормальном городе будет нормальное общество, которое выберет нормальных депутатов на нормальных выборах. И никому из чиновников не придёт в голову назначать себе общественность в виде бантика на мундире. А пока, извините… Похоже, мы ещё не прошли пик деградации институтов государства, хотя и очень близко к нему. Ведь уже мало что удивляет… Так что, “кому и кобыла – невеста”.