Сегодня подмосковный парламент утвердил новую редакцию Устава Московской области, править который стал первым делом после каникул – в начале сентября. Итоговый вариант основного закона региона, приведённого в соответствие с Конституцией и другими федеральными нормами, на сайте Мособлдумы не обнаруживается. Каким он получился, нам предлагают судить по официальным заявлениям председателя МОД Игоря Брынцалова. О чём молчит единоросс?
Свыше 40 поправок к проекту Устава МО поступило от губернатора, депутатов, правового управления области. Большинство замечаний носило технический характер, принципиальным было лишь одно – фракция “Справедливая Россия – За правду” предлагала прямо прописать в документе, что областной парламент обладает контрольными функциями, повысив тем самым возможности депутатов и статус губернской думы.
“Обращаю внимание, что мы в данном вопросе – не первопроходцы. Во многих субъектах Российской Федерации такая норма прописана. Речь идёт об Уставах Краснодарского и Пермского краёв, Саратовской и Томской областей, Конституциях Республик Саха, Марий Эл и Удмуртия”, – настаивал на заседании 10 ноября зампред Мособлдумы и глава фракции СРЗП Игорь Чистюхин.
Но даже такой непритязательный штрих, лишь подчёркивающий реальные полномочия МОД, вызвал плохо скрываемое раздражение её спикера.
“Ну, у нас народная забава – всё хотим контролировать, а сами только что перечислили, что контролируется, как контролируется, по каким направлениям. Главное, чтобы мы вот этим махать могли и права всем качать, – прокомментировал Брынцалов. – От нашей работы всё зависит. Все функции были перечислены: где осуществляется контроль, как осуществляется, с каким применением, через какие органы, через какие структуры. От перемены мест слагаемых сумма же не меняется. Как в математике, да? Ну, выступление есть. Не можем на него не отреагировать. Тем более это поправка”.
Тридцати шестью голосами “против” и семью – “за” справороссам объяснили, что, может, в каких-то регионах и не видят в их предложении противоречий законодательству, а вот в Подмосковье их нашли и не поддерживают.
Сразу после отклонения инициативы СРЗП Московская областная дума единогласно одобрила новый Устав МО.
“Все изменения направлены на формирование единой и эффективной системы органов публичной власти, где ключевым принципом является ответственность за конкретный результат и слаженность работы – от городских округов до регионального и федерального правительств”, – позже процитировала Брынцалова пресс-служба Мособлдумы.
Власти назвали значимыми следующие коррективы Устава Подмосковья:
- органы МСУ и госвласти теперь входят в единую систему публичной власти Московской области;
- Мособлдума получила право выразить недоверие должностным лицам Правительства Московской области, в назначении которых на должность она принимала участие. Если руководителям будет выражено недоверие, это повлечёт немедленное освобождение от должности;
- наделение Правительства Московской области правом законодательной инициативы в региональном парламенте;
- в перечень правовых институтов демократии, помимо референдумов, выборов, гражданской инициативы, народного обсуждения, добавляется общественный контроль;
- День Московской области отмечается в первое воскресенье октября.
Дополним этот скромный перечень новелл ключевыми выводами, основанными на чтении проекта Устава, который, очевидно, перед принятием принципиально не менялся:
- президент России получает право освобождать от должности губернатора и распускать Мособлдуму;
- губернатор Подмосковья теперь может занимать свой пост пожизненно;
- напрямую в Устав вписаны гарантии оплаты из бюджета региона личной охраны губернатора, его семьи, жилища, имущества, а также страховки на случай смерти или причинения вреда здоровью;
- губернатор вправе отправлять в отставку глав муниципалитетов, в том числе за недостижение показателей эффективности, установленных для органов МСУ;
- возможности местного самоуправления обозначены максимально расплывчато;
- функции общественного контроля и влияние его результатов на жизнь региона не расшифрованы.