Парад при аншлаге. Жуковский симфонический оркестр открыл сезон

992

По неписанному закону (он же — кодекс чести), артист обязан работать на совесть даже для одного зрителя. Но закон законом, а эмоции — эмоциями: переполненный зал вызывает прилив энтузиазма и желание прыгнуть выше головы. В прошедшее воскресенье во Дворце культуры при аншлаге Жуковский симфонический оркестр открыл сезон традиционным концертом «Парад юбилеем». Упомянутый аншлаг, во многом стал результатом усилий нового директора оркестра Леонида Бара; он занял этот пост весной нынешнего года после кончины многолетнего директора Татьяны Григорьевой, а до этого 55 лет (!) был артистом ЖСО.

Циклу «Парад юбилеев» уже более десяти лет; его авторы, художественный руководитель оркестра, народный артист России Сергей Скрипка и музыкальный критик Михаил Сегельман (он же — ведущий программ) акцентируют юбилеи именно сочинений, а не их авторов. За это время «Парад юбилеев» представил множество шедевров; среди них и безусловные хиты (вроде «Шехеразады» Римского-Корсакова), и менее популярная, но при этом замечательная музыка. В первом отделении концерта 6 ноября звучали хиты романтической музыки — первая часть «Неоконченной симфонии» Франца Шуберта (1822) и Первый концерт для виолончели с оркестром Камиля Сен-Санса (1872).

«Неоконченная симфония» — первая новелла в истории симфонической музыки — открывает целое направление музыкального искусства XIX века. Оркестру и дирижеру удалось со всей убедительностью раскрыть глубину авторского замысла, вырастить драму из повествования. Подлинной удачей стал Первый виолончельный концерт Сен-Санса, и огромную роль в этом сыграл выбор солиста. Пауль Суссь — разносторонний музыкант, сочетающий сольную, ансамблевую и оркестровую карьеру (многие годы он является концертмейстером группы виолончелей Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова). В среде академических музыкантов сочинение Сен-Санса иногда называют «недостаточно трудным» в техническом отношении и даже «школьным». Наивное заблуждение: одно из лучших произведений композитора, Первый виолончельный концерт, требует тонкого звукового и тембрального ансамбля, особой слитности и гармонии солиста и оркестра (в частности, в медленном эпизоде в характере менуэта — изящной стилизации французской музыки XVIII века). И в данном случае этот ансамбль не был делом одного лишь дирижера.  Как результат — легкость и естественность совместного музицирования, убедительность исполнения.

Сочинение для второго отделения — выбор дирижера. По признанию Сергея Скрипки, к Первой симфонии Иоганнеса Брамса он обращался более тридцати лет назад, но только сейчас ощутил себя по-настоящему готовым к этой музыке. Перефразируя великого русского композитора Александра Скрябина, маэстро Скрипке и оркестру удалось передать и наивысшую грандиозность, бетховенский размах первой и четвертой (финальной) частей (не зря один из первых интерпретаторов симфонии Ганс фон Бюлов назвал сочинение Брамса «Десятой симфонией Бетховена» — у классика их, как известно, 9), и наивысшую утонченность второй и третьей частей. В какой-то степени, в средних частях Первой симфонии и начинается настоящий симфонический Брамс, со всей его тонкостью, свободой мысли и эмоции, преодолевающими оковы формы, — как будто волшебная река по собственной прихоти меняет русло.

Пожалуй, лучшая иллюстрация зрительской реакции, — эмоциональный возглас «Нет!» из зала в ответ на традиционную фразу ведущего «Концерт окончен». Но после Первой симфонии Брамса бис уже невозможен — только следующий концерт!

Михаил Парусенко

Новогодний концерт Жуковского симфонического оркестра

25 декабря 2022 года

МУК Дворец культуры г. Жуковский

Начало в 15-00

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Фотокорреспондент. Культура, образование, рубрика "Секреты счастья"