«Мы счастливые люди, потому что занимаемся любимым делом»

990

В Доме ученых ЦАГИ прошел концерт пианиста Сергея Кудрякова

Сергей Кудряков в 2000 году окончил Московскую консерваторию по классу Михаила Воскресенского, с 2001 года работает в его же классе ассистентом, с 2010 года ведет собственный класс. Доцент МГК на кафедре специального фортепиано.Среди его многочисленных наград – три первых премии: Международного конкурса в Женеве (2002), конкурса камерной музыки им. Гаэтано Дзинетти в Вероне (в дуэте с И. Гофманом, 2004), Международного конкурса пианиста им. Гезы Анды в Цюрихе (2006). Помимо сольного репертуара, выступает в камерных ансамблях различного состава.

Сергей Кудряков постоянно проводит мастер-классы в России, Японии, Швейцарии, Сербии. Насыщенную педагогическую работу совмещает с активной концертной деятельностью.

Репертуар музыканта насчитывает свыше 30 разнообразных сольных программ и около 40 фортепианных концертов. Отдавая предпочтение немецкой и русской романтической музыке, С. Кудряков представляет публике как широко известный, так и «раритетный» редко исполняемый репертуар.

ЖВ поговорили с известным музыкантом о его репертуаре и жуковской публике.

 

Сергей Николаевич, вы выступали уже в Жуковском?

Я первый раз в Жуковском, и мне здесь очень понравилось. Я уже наслышан про этот инструмент, потому что мой большой друг и коллега Саша Гиндин здесь бывает и как-то порекомендовал меня сюда. Саша рассказал, что на этом инструменте он играл свой первый в жизни сольный концерт, тогда он стоял в музее Глинки в Москве.

О программе, почему вы сегодня играли именно эти произведения?

Я стараюсь как-то комбинировать, учитывать и свои желания, и интересы публики. Последнее время стараюсь не ставить в программу все абсолютно новое для себя. Сегодня, например, у меня было таким новым первое отделение, Эту сонату Бетховена я играл первый раз, а Шопен был у  меня уже несколько раз. Сыграв несколько раз с таким первым отделением, я уже могу поставить новое во второе отделение. В январе в Москве это будут пьесы Брамса.

В 2006 году на конкурсе в Цюрихе вы не только выиграли первое место, но вам еще присудили специальный приз за лучшее исполнение концерта Моцарта. Наверное, это не случайно, может быть, он ваш любимый композитор?

Один из любимых. Я очень люблю венскую классику и не могу выделить Моцарта как некий идеал. В детстве — да, он был самым любимым. Но по мере нашего развития любимые авторы меняются. Меняются вкусы и увлечения. Когда мне было 18 лет, я больше всего обожал Рахманинова, потом с возрастом увлекся Бахом и немецкой романтикой. Но Моцарта до сих пор с удовольствием играю.

Возможно, и в Цюрихе играли с удовольствием?

Правда, я играл с исключительным удовольствием, и даже в какие-то моменты забывал, что я на конкурсе.

Перед вашим выступлением ведущая сказала, что сегодня исполнилось 240 лет со дня рождения Паганини. Он известен как виртуозный исполнитель и у меня возник вопрос о вашем отношении к произведениям, требующим виртуозного мастерства. Вы их любите? Первая часть сонаты Бетховена потребовала от вас весьма виртуозной игры.

Для меня сообщение о дне рождения Паганини было большим сюрпризом, если бы я знал об этом, я бы что-нибудь подготовил. Но я отношусь к слову «виртуоз», как к оскорблению. Лично для меня это может прозвучать как похвала, потому что у меня в детстве и ранней юности совершенно не шевелились пальцы. Я был ленив, но с неплохими музыкальными данными, на которых я благополучно выезжал лет до 15-16. А потом встал вопрос «да или нет?», пришлось начать работать. Поэтому виртуозных данных у меня нет. Иногда делят исполнителей на музыкантов и виртуозов, подразумевая, что «музыкантов» привлекает прежде всего содержание, но они не очень сильны с технической стороны, а «виртуоз» наоборот, он может играть все кристально, идеально быстро и чисто, но иногда поверхностно. Я стремлюсь к какому-то балансу. Потому что, если у меня какая-то глубокая философская идея и содержание, но, простите, я не могу ровно сыграть гамму, тогда грош цена моим идеям.

Вы с 2001 года преподаете, как вы сочетаете преподавание и исполнительство, может они помогают друг другу?

Преподавать начал в  23 года, давно. Да помогают, но я заметил это не сразу. А шесть лет назад, когда я, помимо работы в консерватории стал преподавать в Гнесинской школе, где начал работать с маленькими детишками. Работа с детьми, неважно какого возраста, очень помогает переносить мои замечания к ним на себя. Например, бывает такое, что я удивляюсь или возмущаюсь, что ученик не может выполнить, казалось, элементарных вещей и сделать их дома, то когда я сам сажусь за инструмент, то говорю себе: «А что ты делаешь? Требуешь от детей, а сам нет?». Конечно, разные подходы к занятиям у разных возрастов, это тоже интересно. Но основное для меня — это исполнительство, преподавание для меня — хобби или желание поделиться.

Представляю, насколько загружен у вас каждый день, остается ли у вас время иногда помузицировать для души?

Не только для души, но нужно учить новую программу.

Программа — это работа.

Знаете — это любимая работа. Как любил говорить Юрий Абрамович Башмет: «Мы счастливые люди, потому что занимаемся любимым делом, и нам еще за это платят».

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Фотокорреспондент. Культура, образование, рубрика "Секреты счастья"