18 октября на очередном заседании Клуба «Взлетная полоса» его председатель, ученый секретарь Жуковского городского музея, историк авиации Андрей Анатольевич Симонов представил тему: «МС-21 — магистральный самолет 21-го века» и гостей — сотрудников ОКБ им. А.С. Яковлева, непосредственно участвующих в его испытаниях, среди них: Герой Российской Федерации, летчик-испытатель 1-го класса Олег Мутовин и ведущий инженер по летным и испытаниям, оператор Павел Сокут.
Андрей Симонов вступительное слово посвятил истории: «МС-21 — это детище ОКБ им. Александра Яковлева, поэтому необходимо рассказать о предшественниках этого самолета. В начале 1960-х годов с появлением реактивной пассажирской авиации возникла идея сконструировать ближнемагистральный пассажирский реактивный самолет. В 1964 г. в ОКБ им. А.С. Яковлева был разработан проект самолета, получивший название Як-40. Свой первый полет он совершил 21 октября1966 года, его поднял жуковчанин, летчик-испытатель Арсений Колосов. А меньше чем через год на Саратовском авиационном заводе выпускается первый серийный Як-40. Самолет получился очень удачным, он получил признание в мире и закупался западными странами, имеющими свою авиационную промышленность. Як-40 был первым отечественным самолетом, прошедшим сертификацию по западным нормам летной годности. Всего было построено 1012 самолетов Як-40, из них 54 еще находятся в эксплуатации.
В ОКБ быстро был разработан Як-42, с прямым крылом он взлетел в 1975 г., но в серию пошел с крылом стреловидностью 30 градусов, его запустили сразу на двух авиазаводах, Смоленском, и Саратовском. Самолетов Як-42 было сделано меньше — 187, из них до настоящего времени в эксплуатации находятся 23 самолета.
В ОКБ продолжали работать над развитием линейки, сделав проект Як-142, а потом разработали принципиально новую схему с двигателями под крылом. Этот проект получил название Як-242. МС-21 — это непосредственно проект Як-242, который был на бумаге, а в начале нашего века его воплотили в металле и присвоили наименование МС-21 — магистральный самолет 21-го века».
Сейчас сделано шесть экземпляров самолета, пять из них участвуют во всевозможных испытаниях, в воздухе и на земле, а шестой считается первым серийным, головным. Симонов перечислил летчиков ОКБ, в каком порядке они первыми поднимали эти самолеты: Кононенко О.О. — 1-й, Севастьянов В.Н. — 2-й и 5-й, Воропаев А.Н. — 3-й, Мутовин О.Е. — 4-й, Таскаев Р.П. — 6-й.
Летчик-испытатель Олег Мутовин и ведущий инженер по летным и испытаниям, оператор Павел Сокут, непосредственно участвующие в испытательных полетах, подробно рассказали и о ходе испытаний, и об их отдельных деталях, а также ответили на все вопросы. В конце встречи Олег Мутовин отметил как историческое событие для современного российского авиастроения, когда 15 декабря 2020 г. в небо поднялся опытный МС-21-310, оснащенный турбовентиляторными двигателями ПД-14 отечественного производства. «После такого развала, какой был, — сделать такой двигатель! Фактически, это первый двигатель, созданный в России за 30 лет. Мы спокойно летаем на нем длительные перелеты. На пятой машине пошло второе продление ресурса, двигатель ни разу не снимался с крыла, причем работает на испытаниях, когда бывает по десять запусков в воздухе! И он продолжает надежно работать».
В зале собрались люди, очень не равнодушные к развитию нашей авиации, от студентов МАИ и до сотрудников ЛИИ, ЦАГИ. Встречей остались довольны все. Андрей Симонов анонсировал очередную встречу на «Взлетной полосе» — 15 ноября, к 75-летию легендарного бомбардировщика Ту-95.