Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») приняли участие в V Всероссийской конференции молодых ученых-механиков, которая прошла в г. Сочи. Об этом сообщила пресс-служба ЦАГИ.
Организаторами мероприятия выступили МГУ имени М.В. Ломоносова, НИИ механики МГУ имени М.В. Ломоносова и Российский национальный комитет по теоретической и прикладной механике.
Сотрудник отделения исследования аэротермодинамики гиперзвуковых летательных аппаратов, объектов авиационно-космической техники ФАУ «ЦАГИ» Иван Амелюшкин представил доклад, посвященный особенностям обледенения и сальтации (подъема частиц с поверхности обтекаемого тела) снега (соавторы: М. Кудров и А. Морозов, МФТИ). В частности, ему удалось рассчитать свойства льдофобных покрытий, обеспечивающие антиобледенительный эффект при ударе переохлажденных капель о поверхность обтекаемого тела в широком диапазоне скоростей, показать области повышенных концентраций снега в пограничном слое и др. Полученные данные могут послужить основой в борьбе с обледенением элементов конструкции летательных аппаратов. Эта работа была отмечена дипломом конференции I степени.
Новый способ определения подъемной силы крыла путем оптического измерения поля скоростей в концевом вихре Прандтля предложил ведущий инженер Московского комплекса ЦАГИ Андрей Катунин (соавторы: А. Айрапетов, В. Стрекалов). Коллектив ученых доказал возможность применения визуализационно-видеографического способа для получения величины подъемной силы, обусловленной однозначным ее соответствием циркуляции концевого вихря Прандтля. Методика может стать альтернативой аэро-, термоанемометрии в трубном эксперименте по определению аэродинамических характеристик крыла.
Младший научный сотрудник отделения аэроакустики и экологии летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ» Роман Акиньшин выступил с сообщением о численном моделировании тонального шума несущего винта с помощью кода «Гербера» (соавторы: М. Зайцев, В. Титарев и Г. Фараносов). Отечественные винтокрылые машины должны удовлетворять все более ужесточающимся требованиям к уровню шума на местности. Однако возможности акустического эксперимента для вертолетных винтов весьма ограничены, в особенности – в условиях полета. Поэтому растет актуальность развития методов численного моделирования аэроакустических характеристик винтов. Ученые ЦАГИ определили аэроакустические характеристики четырехлопастного вертолетного винта на режиме висения на основе численного решения уравнений Эйлера.
Также на конференции были представлены исследования обтекания шестилопастного воздушного винта на базе численных решений уравнений Навье-Стокса (Е. Пигусов, А. Бельчихина, С. Кузин) и работа по экспериментальному определению источников шума при обтекании модели крыла с помощью несинхронных измерений микрофонной решеткой (М. Демьянов и О. Бычков).
В мероприятии приняли участие более 100 сотрудников научно-исследовательских предприятий и вузов, студентов, профессоров и академиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Уфы, Краснодара, Хабаровска, Томска и других городов страны.