Алексей Сазонов: «Сказку может написать только сказочник»

1958

Алексей Сазонов — индивидуальный предприниматель, спортсмен, романтик, любитель путешествий, а главное он — сказочник. Он написал трилогию «Сказки об Иване, его друге домовом, его родне и о коте», первая сказка из которой в этот году отмечена Интернациональным союзом писателей медалью им. Н.В. Гоголя. Детские стихотворения А. Сазонова вошли в «Большую книгу лауреатов» Союза писателей России, а также в сборник «Литературное наследие России» и были переведены на английский язык. Его книга «Пингвин на стадионе», 101 стихотворение о животных, стала по-настоящему востребована подрастающим поколением.

Алексей Сазонов – член Российского союза писателей, состоит в литературном объединении «Крылья» и «Студии сценического слова» г.о. Жуковский. В 2020 году  стал лидером народного голосования в ежегодном конкурсе губернатора Московской области “Мы рядом”, в номинации «Культура и образование».

 Алексей, расскажите о своих сказках

Я написал трилогию сказок, которые объединены пересекающимся сюжетом, и главные герои там одни и те же: Иван, домовенок Кузя, Баба-Яга и кот Гоша. Первая сказка наиболее лирическая, деревенская в ней много пейзажных, бытовых зарисовок. Сказки написаны в стихотворной форме, которая мне больше всего нравится. В первой сказке рассказывается, как домовенок по пустяку обиделся на Ивана, ушел из дома и попал в неприятную ситуацию, но друзья, приложив много усилий, спасают его. А во второй сказке события происходят на море, и появляется отрицательный герой, капитан Гвортж. Сюжет этой сказки более закручен и динамичен, что молодым читателям, очевидно, нравится больше, потому что в интернете эту сказку посмотрело более 40 тыс. человек. В третьей сказке герои те же самые, но она до конца не доработана. Это уже не деревенская, а городская сказка. Герои перемещаются в город, и местами в нем можно узнать наш Жуковский с детской железной дорогой, МАКСом и другими знаковыми местами. Третья сказка есть в черновике, и хотя она напечатана в одной из моих книг, я не предлагаю ее широкому читателю, пока окончательно ее не отредактирую.

Каковы ваши другие литературные произведения?

Моя литературная деятельность весьма разнопланова: стихотворения, песни, стихи для детей и сказки. Я издал четыре книги, две из них — сборники, в которые вошли разные стихотворения, песни, сказки и стихи о животных. Две другие –  книги для детей. В первой, «Пингвин на стадионе», большая часть рисунков выполнена детьми из г. Одинцово, в котором с помощью знакомых я провел конкурс в детской художественной школе и лучшие работы поместил в книгу. В ней стихотворения только для детей, во второй книге — сказки. Ко всему этому, у меня вышло два аудиодиска, первая и вторая части трилогии сказок. На дисках сказки в аудиоформате, которые озвучены мной и профессиональными актерами, один из которых – Заслуженный артист РФ Олег Исаев. Кроме того, я выложил в интернет две сказки, и в аудиоформате, и в видеоформате. Ко второй части трилогии сказок замечательную музыку мне подарил ансамбль народных инструментов «Русская радуга», лауреат многочисленных конкурсов и фестивалей.

 О чем ваши сказки?

Я рос в Жуковском, но в детстве каждое лето проводил в деревне. Первая сказка — это дань деревне, которая осталась у меня в памяти как райский уголок с необыкновенной природой, домашними животными, речкой около дома, украшенного деревянной резьбой. А в доме – бабушкина печка, русская, настоящая. Я помогал взрослым на сенокосах, в заготовке дров, и был пропитан атмосферой деревни. Я писал сказку в состоянии ностальгии по деревне, писал и погружался в мир деревни, получая большое удовольствие от процесса. К сожалению, деревня уже не та.

Смыслы в первой и второй сказках традиционные, такие же, как в русских народных — добро побеждает зло, подлые поступки становятся известными, злые персонажи наказываются. Но сюжеты в моих сказках оригинальны, выдуманы мной, однако мотивация главных героев созвучна русским народным сказкам.

 До сказок, наверно, что-то писали?

Сначала я писал стихи, лирические, романтические, потом стал понимать, что у меня что-то получается. А когда в моей трудовой деятельности образовалась пауза на целый год, то я полностью погрузился в творчество. За год, 2003-04 г.г., я написал книгу стихов, поставив себе задачу напечататься. Однажды почувствовал внутреннюю потребность изложить детские впечатления о деревне в сказочном сюжете. Когда же легко стали придумываться различные сюжеты, варианты для сказки, то появилась уверенность, что напишу ее, стоит только выбрать лучший, оригинальный сюжет. Следующей задачей стало изложение сказки хорошим литературным языком. Написал сказку я быстро, а потом долго дорабатывал ее. По-моему, окончательный вариант достоин внимания читателей, больших и маленьких. Мне кажется, что сильным местом моего творчества является именно сюжет. Уверен, если бы я пять дней ни зарабатывал на жизнь, а занимался литературной деятельностью, то мог бы написать гораздо больше.

Показывали свою сказку профессионалам, писателям, литературоведам?

Хотя у меня была уверенность, что сказка получилась, я решил показать ее специалистам. Они много чего перечеркали, сделали много замечаний, в основном по стилистике. Общаясь с ними, я понял, что мне не хватает классической, добротной литературной школы. Кроме большого числа замечаний, с частью из которых я согласился, мне были высказаны суждения людьми образованными, что сказка им интересна, что прочли ее с удовольствием. В том числе, многие учителя, люди нейтральные, говорили, что сказки классные, что все придумано интересно. Третью сказку, еще в необработанном виде, я посылал знакомым детским писателям, и они отметили «такой закрученный, оригинальный сюжет». Такие отзывы наполняли меня оптимизмом. Хотя я не ожидал, что мне так много начеркают, но то, что меня это не выбило из колеи, а даже как-то раззадорило, придало уверенность – сказка в том виде, как она есть сейчас, стала более поэтичной, образной и написана более правильным языком.

Проверяли сказку на детях?

Постоянно тренируюсь, и на своих троих, и выступаю в библиотеках. Библиотекари регулярно меня приглашают, особенно в детские и в библиотеку ДК. Сказки предполагают определенный возраст читателя, мои сказки слушать детям 5-7 лет будет рановато, а вот от 10 и до 99 лет — то, что нужно. В самом деле, мои сказки очень нравятся взрослым. Минусом своей сказки считаю ее объем, он великоват для малышей, а короткие сказки писать не пробовал.

Вы сказали о нехватке профессионального образования, а хотели его получить?

Я вступил в Союз писателей и занимаюсь самообразованием, читаю книги по литературе, философии и размышления классиков о литературе. Мне очень понравился Виктор Шкловский (советский писатель, литературовед, критик),  я прочел почти все его книги. Недавно прочел Хорхе Анхель Ливрага (аргентинский философ, ученый, литературовед). Сейчас читаю работы Владимира Проппа, (советский филолог, фольклорист, много изучавший сказки). Кроме того, я посещаю занятия жуковского литературного объединения (ЛИТО «Крылья»), которые мне помогают в понимании профессиональных тонкостей, дают необходимое общение с людьми, настоящими энтузиастами, преданными своему делу — литературе. Прежде всего, это Татьяна Максименко и Виталий Краснов, возглавляющие два крыла ЛИТО.

 Как вы попали на Международный конгресс детской книги?

Да, меня пригласили на 37-й Всемирный конгресс по детской книге, который проходил в Москве, в 2021 году. Конгресс ставит задачу популяризации и продвижения детской литературы и именно книги. Я читал сказки писателей, участвовавших в работе конгресса, и у меня создалось впечатление, что в современных сказках отсутствует тот необходимый, волшебный мир, без которого они выглядят бытовыми. Вроде чудеса в них тоже происходят, но нет сказочной атмосферы. Автор сам должен быть сказочником, в какой-то степени быть мистиком. Если ты не любуешься природой, если не смотришь по утрам, как из-за бугра выходит солнце, если все это у тебя не вызывает восторг, то ты никогда не напишешь сказку. Сказка — это, прежде всего, сказочный мир, занимательные истории и определенная атмосфера. Сказку может написать только сказочник. Конгресс для меня был очень интересен, многие идеи, которые там были озвучены, я буду использовать в своей литературной деятельности.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Фотокорреспондент. Культура, образование, рубрика "Секреты счастья"