Российские политики продолжают подыскивать способы успокоить общественность из-за частичной мобилизации. Граждане демонстрируют уровень доверия власти и её гарантиям, массово уезжая за рубеж.
Сегодня Госдума на своё усмотрение закрыла вопрос, возникший одним из первых после объявления в РФ частичной мобилизации 21 сентября.
– Кто за меня будет платить ипотеку, если меня, допустим, призовут? – сразу взяли в оборот журналисты главу комитета ГД по обороне Картаполова.
– Если вас призовут, то вы будете продолжать платить ипотеку уже со своей новой получки, которая будет очень высокая, – не растерялся парламентарий, чем спровоцировал бурю негодования россиян.
Поначалу государственные мужи планировали отделаться от мобилизованных ипотечников малой кровью: в нулевой версии законопроекта, спешно внесённого в Госдуму через два дня, предлагалось погасить или реструктурировать лишь часть кредита отправленных на СВО, установив максимальную сумму для возмещения или “заморозки”.
Народ подачку не оценил и по возможности двинулся к границам Родины.
В финальном варианте закона, принятого нижней палатой 28 сентября в двух чтениях и подготовленного к отправке на утверждение в Совфед, банки обязали предоставить отсрочку по выплате кредитов участвующим в специальной военной операции, мобилизованным и членам их семей, а норму о лимите убрали. “Все кредиты могут быть списаны или вся сумма может быть реструктурирована”, — растолковал председатель комитета ГД по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Заявку на кредитные каникулы можно подать лично в банк, онлайн или по телефону. Документы, подтверждающие право на них, допускается предъявить в течение тридцати дней по возвращении из зоны спецоперации. Кроме того, банки сами смогут найти нужные сведения через запросы в Минобороны и другие организации.
Если отсрочка по кредиту нужна членам семьи военнослужащего, им необходимо предоставить документы о родственных связях с ним.
Обращения об отсрочке платежей банки должны рассмотреть в течение пяти дней. Кредитные каникулы будут действовать в течение всего срока службы контрактника, добровольца или мобилизованного, к которому прибавят еще тридцать дней. Также могут добавить время лечения раненого в больнице или госпитале.
Полное списание кредита возможно лишь в случае гибели военнослужащего или получения инвалидности I или II группы. Тогда его долги оплатит государство.
Между тем опытные заёмщики подсказывают, что кредитные каникулы – схема, при которой, как правило, выигрывают не люди, а банки. Их перерасчёты после отсрочек взносов значительно увеличивают итоговые выплаты по сравнению с начисленными первоначально. Но, не исключено, что кому-то окажется идеологически близким предложение умереть если не за Родину, то за ипотеку.
Пока многие россияне мобилизационного возраста голосуют за инициативы политиков “ногами”.
МВД Казахстана сообщило, что с 21 сентября в страну въехало 98 тысяч граждан РФ. Режим ЧС введен в приграничных районах Латвии, куда также устремились уклонисты от участия в спецоперации Кремля на Украине.
Северная Осетия закрыла въезд в республику из-за гигантской очереди желающих выехать из неё в Грузию, куда уже направились около 79 тысяч россиян. Всё чаще ситуацию на местном КПП “Верхний Ларс” называют гуманитарной катастрофой. Но в Госдуме это повод для шуток спикера, который вместе с коллегами пробует сохранить лицо власти.
“Вот у нас составляют списки всех тех, кто сейчас стоит на выезд – вы думаете, они выезжают, и никто не видит, кто поехал, на чем поехал? Сейчас уже машины бросают, – показал осведомлённость о происходящем на российско-грузинской границе Вячеслав Володин. – Тоже, кстати, надо подумать, кому эти машины отдать. Может, семьям тех ребят, которые поехали воевать? Это будет правильно. А дальше пускай – либо пешком, это тоже будет наука. Либо, говорят, уже велосипеды стоят, как машина, при пересечении границы”.
Председателю-единороссу, привычно распоряжающемуся чужим имуществом и походя вносящему раскол в ряды сограждан, вторит представительница фракции КПРФ и жена лидера “Левого фронта” Анастасия Удальцова, заменившая в Госдуме убившего лося Валерия Рашкина:
“Я не осуждаю людей, торчащих в унизительных условиях по трое суток на грузинских/казахских/прочих границах, чтобы сбежать от мобилизации. Особенно тех, кто родился примерно после 1980 года – не всем им дано было вырасти патриотами, и здесь во многом есть и вина нынешней власти, все эти годы пренебрегавшей разработкой концепции государственной идеологии. Поэтому «идеологией» у многих в России стало «жрать/спать/хапнуть». Они и бегут. Пусть.. Хорошо бы, чтобы сбежавшие не возвращались. Балласт не нужен. Но главное – чтобы рот против нашей страны из-за границы не открывали, такого права лишается всякий, покидающий страну, а тем более —покидающий в трудное время. А разжигающие из-за границы свое еще получат. В этом я не сомневаюсь. Возмездие придет”.
Напомним, что по данным ВЦИОМ, у 70% граждан России нет загранпаспорта, в том числе из-за низкого уровня жизни в великой нефтегазовой державе, управляемой патриотичными властями. Людям не до зарубежья – до дачи хватило бы денег доехать.
Многие не могут покинуть страну из-за бедности, многие по личным причинам, многие по принципиальным. Обольщаться тем, что государство сейчас избавляется от балласта и остаётся наедине с лояльной аудиторией, готовой на всё по первому щелчку пальцев без внятных объяснений, политикам не стоит.
Вероятно, в глубине души, где-то очень глубоко, они это понимают. Иначе не уверял бы сегодня сенатор Климов сограждан: “Те, кто из «отъехавших» закон не нарушал, могут вернуться без правовых последствий в любой момент – Россия правовое государство”.
И не звучало бы с правительственного портала “Объясняем.РФ”:
“Могут ли мужчины призывного возраста выезжать за пределы региона проживания и за границу?
В условиях частичной мобилизации ограничений на перемещение граждан России не предусматривается”.