В сентябре в Жуковском ждут второй авиалайнер МС-21-310 с отечественными двигателями ПД-14

1153
фото ОАК

На Иркутском авиазаводе (ИАЗ) готовят к перелету в ЛИЦ ОКБ им. А.С.Яковлева в Жуковском второй самолет семейства МС-21, оснащенный отечественными двигателями ПД-14, машину МС-21-310

В настоящее время в программе летных испытаний ближне-среднемагистрального авиалайнера семейства МС-21задействована одна машина – самолет МС-21-310 (бортовой № 73055). Это пятый летный образец с заводским серийным № MС.0012. На самолете установлены два российских двигателя ПД-14. Принято решение, что модификация авиалайнера МС-21-300, оснащенная двумя отечественными двигателями ПД-14, будет обозначаться как МС-21-310.

Ранее в программе летных сертификационных испытаний ближне-среднемагистрального самолета МС-21-300 по российским и европейским нормам было задействовано шесть авиалайнеров МС-21-300 (машины бортовые №№ 73051, 73053, 73054, 73055, 73056 и 73361). После введения многочисленных санкций большинство самолетов поставили на прикол.

Самолет МС-21-300 с американскими двигателями PW1400G-JM получил сертификат Росавиации 27 декабря 2021 г. Руководитель Минпромторговли России Денис Мантуров в конце декабря 2021 г. сообщил о получении базового сертификата типа для самолета с двигателями Pratt & WhitneyPW1400G-JM и крылом из зарубежных композитов. В настоящее время это стало не актуальным из-за санкций. Сейчас на повестке дня сертификация авиалайнера МС-21-310 с отечественными двигателями, крылом из отечественных композитов и импортозамещенным бортовым оборудованием. Должна быть установлена отечественная вспомогательная силовая установка ВСУ ТА18-200МСМ, агрегаты системы электроснабжения, ряд блоков бортового радиоэлектронного оборудования, агрегаты топливной и гидравлической систем и др. Как показывает практика последних двух десятилетий, активное импортозамещение приводит к увеличению массы летательного аппарата.

Вынужденная замена импортных композитов на отечественные в конструкции крыла привела к повторному испытанию в 2022 г. модели самолета МС-21 на флаттер в аэродинамической трубе (АДТ) Т-104 ЦАГИ. Применение отечественных композитов привело к изменениям в изгибной и крутильной жесткостях, а также в распределении массово-инерционных характеристик крыла.

Первый комплекс испытаний на флаттер в АДТ динамически подобной модели МС-21 с крылом, изготовленным из импортных композитов, прошел в 2016 г. В создании новой модели МС-21 в масштабе 1:7 для испытаний в АДТ участвовали специалисты ЦАГИ, корпорации «Иркут» и РСК «МиГ». Размах крыла модели составляет 5,19 м, масса – 219 кг. Отсутствие у самолета МС-21 флаттера и наличие необходимых запасов по флаттеру с крылом из российских композитов было доказано экспериментально с помощью новой модели.

В начале прошедшего августа пресс-служба госкорпорации «Ростех» сообщила, что опытный образец машины МС-21-310 (бортовой № 73055) с моторами ПД-14 выполнил сто полетов по программе летных сертификационных испытаний.

Первый опытный самолет МС-21-300 (бортовой № 73051) в декабре 2021 г. выполнил перелет из Жуковского в Иркутск для переоборудования в версию МС-21-310 путем замены американских двигателей PW1400G-JM на российские моторы ПД-14. Ремоторизация авиалайнера осуществляется на Иркутском авиазаводе.

Сертификационные испытания МС-21-310 с моторами ПД-14 первоначально было намечено завершить в декабре 2022 г. Двигатель ПД-14 был сертифицирован в 2018 г. Серийное производство мотора уже началось на заводе в Перми. В сертификации машины МС-21-310 будут участвовать два самолета (опытные 001 и 005). В настоящее время завершение сертификации авиалайнера МС-21-310 из-за большого объема работ  перенесено на декабрь 2023 г. Первые шесть серийных самолетов МС-21-310 с двигателями ПД-14 отечественные авиакомпании должны получить в 2024 г. Об этом заявил в СМИ руководитель госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Стартовыми заказчиками МС-21-310 являются авиакомпании «Аэрофлот», «ИрАэро» и «Рэд Уингс» («Красные крылья»).

Во время Восточного экономического форума, который проходил во Владивостоке с 5 по 7 сентября 2022 г., вице-премьер правительства Денис Мантуров заявил, что поставки первых серийных авиалайнеров МС-21-310 отечественным авиакомпаниям начнутся в 2025 г., а самолет получит сертификат летной годности до конца 2024 г.

Сейчас двигатель ПД-14 для МС-21-310 находится в стадии развертывания крупносерийного производства, которое должно начаться в 2024-2025 гг. Нынешние мощности, по утверждению разработчиков двигателя, позволяют производить в Перми до 15 моторов ПД-14 в течение года.

Согласно Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г., в 2024 г. намечено выпустить 14 двигателей ПД-8, в 2025 г. – 26 моторов, в 2026 г. – 52 двигателя и далее по нарастающей: в 2027 г. – 80 двигателей ПД-14, в 2028 г. – 106 моторов, в 2029 г. – 152 двигателя и в 2030 г. – 152 двигателя.

Можно большой долей уверенности предположить, что тотальная программа по экстренному импортозамещению в авиапромышленности будет в значительной степени провалена, так как ее реализация требует громадных ресурсов, которых у страны нет. По мнению ряда независимых экспертов, каждый день спецоперации в Украине «требует» около $1 млрд.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"