Как определенная группа лиц сумела сделать выборы на одном избирательном округе увлекающим зрелищем в стиле зарисовок Хармса

Как известно благодаря фильму «Бриллиантовая рука», Стамбул — город контрастов. Жуковский, благодаря соломенным головам в местном политическим бомонде, давно уже стал городом парадоксов на грани с анекдотом. И с завидным постоянством подтверждает это вновь и вновь, несмотря на смену пейзажа за окном, экономическую ситуацию и политическую целесообразность. Наукоград стал сильно похож на деревушку галлов из комиксов про Астерикса и Обеликса, только зелье в ней дает не силу, а отнимает разум, который и так в сильном дефиците у определенного круга лиц из жуковской вертикали власти. Просто не успеваешь отсмеяться над одной историей, как на подходе другая, цирк перестал уезжать из Жуковского, а клоуны у нас никогда и не переводились.

Никогда такого не было, и вот опять

Вы удивитесь, но в сентябре в Жуковском пройдут выборы, точнее, они уже идут — началось досрочное голосование, в котором за пять дней приняло участие шесть человек. Дело в том, что еще в марте депутат по четвертому избирательному округу (территории, прилегающие к школе № 8) Ольга Алферова покинула местное законодательное собрание, перейдя на работу в администрацию города. И чтобы восполнить этот пробел в депутатском корпусе назначили довыборы по отдельно взятому округу. В ситуации уничтоженного местного самоуправления обе ветви муниципальной власти давно уже ни на что не влияют, являясь лишь антуражем нашей действительности, как георгиевская лента, которую повязывают на дворники автомобиля или сумку, это символ, к которому все привыкли, но мало кто может объяснить его смысл. Однако за место в Совете депутатов продолжаются бои местного значения, как за утешительный приз, когда другие уже разобрали старшие товарищи.
Так случилось и в этот раз, причем смешно стало с самого начала. Сергей Акимов, который ходил на выборы долго и безуспешно, решил пойти ва-банк. Он дважды ходил на выборы от партии «Справедливая Россия», однако ни разу не попал в квоту, которую власти давали «парламентской оппозиции» для прохождения в Совет депутатов. И тогда просто решил приобрести «счастливую фишку» в виде выдвижения от «Единой России». Так как с победителем определились, остальные партии в очередной раз решили ограничиться участием в массовке: ЛДПР выдвинули 38-летнего безработного, «Справедливая Россия – За правду» студентку, коммунисты — пенсионера. Сергей Акимов тут же превратился в активиста, который «только видит бутерброд, думает, а как народ». Причем именно как там народ по четвертому избирательному округу. Пресс-служба администрации и «Единая Россия» вводили кандидата-активиста в информационную повестку по поводу и без. Количество селебрити на заказанном Акимовым банкете росло с каждым днем, апофеоз случился на первое сентября, когда директор компании «Окна Аттик» Сергей Акимов на торжественной линейке в школе № 8 встал в один ряд со священником и главой города. На этом историю с выборами можно было бы закончить: с основным кандидатом определились, массовка на месте, бюджеты освоены. Но только не у нас, и не с этим звездным составом ответственных за выборы стратегов. Возможно, для дальнейшего освоения бюджетов решили «добавить нерва» в постановку, а возможно, сам бенефициар стал догадываться, что сильно переплатил за погорелый театр при ЖЭКе, и тогда актеры решили показать коронный номер, который, правда, еще ни разу не получался.

Кто истец? Я истец

За несколько дней до начала досрочного голосования в жуковский городской суд поступил иск по выборам. Так проснулся великий немой, в данном случае спойлер от партии «Справедливая Россия – За правду». 19-летняя студентка МЭИ Дарья Голякова, до этого никак себя не проявлявшая, видимо, все же прочитав название выдвинувшей ее партии, пошла искать правду… на встречах с избирателями кандидата от коммунистов. И так впечатлилась, что даже обратилась в суд с требованием снять кандидата от КПРФ Виктора Кудрявцева. Аргументация для снятия кандидата такая же нелепая, как и сам поступок начинающего борца за справедливость. По ее словам, изложенным в иске, кандидат Кудрявцев раздавал буклеты, на которых был указан тираж — 750 экз. «Однако, фактически при раздаче данных буклетов Голякова Д.С. увидела количество этой продукции, превышающее указанное количество экземпляров», — указано в документах суда. То есть, Дарья Голякова пришла на встречу коммуниста Кудрявцева, где присутствовало несколько человек, половина из которых – сотрудники полиции, а еще половина – группа поддержки, и увидела как кандидат от КПРФ раздал буклеты, как минимум 751 человеку, превысив тираж. Ведь никак по другому она бы количество буклетов посчитать не смогла. Остается только догадываться, сколько длилась эта встреча, и как студентка МЭИ не сбилась со счета в процессе раздачи листовок такому количеству человек. Еще одна претензия кандидата Голяковой – ей стало очевидно, что тираж выполнен не на собственной технике, а типографским способом, при этом не указаны реквизиты типографии и оплата ее услуг не проведена через избирательный счет.
Комичность ситуации заключается в том, что на прошлых выборах в Совет депутатов ровно таким же образом снимали саму партию «Справедливая Россия», за ту же самую незаконную агитацию. И также вся королевская рать устраивала танцы с бубнами в жуковском городском суде. Но тогда на кону был весь состав Совдепа, а сейчас всего лишь одно место, которое не влияет ни на что. Поэтому и труба пониже и дым пожиже, однако масштабность компенсировалась накалом страстей и желанием большого количества интересантов показать свою необходимость.

Судья, которая всех удивила

В пылу местечковой геополитики никто не учел, что за три года ситуация изменилась. Политтехнологи постарели, что не добавило им ума, так как старость пришла, а мудрость подзадержалась в пути. Состав жуковского суда довольно сильно изменился, старая гвардия, которая щелкала выборные дела как орешки без всякой рефлексии, ушла, а новые судьи пока не привыкли, что выборы все спишут. Состав горкома коммунистов также обновился, отслоившись от вертикали власти, насколько это возможно в сложившейся парадигме.

Заседание по данному делу проходило в первый день досрочки, перед залом заседаний я встретила кандидата Кудрявцева, который за несколько минут рассказал о встречах с избирателями, отсутствии газа в некоторых домах в черте города, своей биографии и стремлении «переть как танк», несмотря ни на что. Во время этой непринужденной беседы подошли также представители прокуратуры, Территориальной избирательной комиссии (ТИК) и представитель истца Голяковой, у которой было время выявить нарушения, но не было никакой возможности отстаивать свою позицию в суде. Ее интересы представляла Ольга Меандрова, человек с дипломом о юридическом образовании, однако чувствовалась, что она не сильно знакома с избирательным законодательством. Все свое недолгое пребывание на процессе я пыталась мучительно вспомнить, где мы пересекались, но мне это никак не удавалось.

Избирательная комиссия Московской области и отделение КПРФ на заседание так и не пришли, да их особо никто и не ждал.

Судья Наталья Киселева определила статус всех собравшихся и на мой вопрос о ведении аудиозаписи ответила, что слушатели слушают, при этом аудиозапись ведет суд, и стороны могут ее потом запросить. Когда с диктофоном ничего не вышло, я стала записывать заметки в телефон, после чего судья освежила тезис «слушатели-слушают» и потребовала отложить и телефон. А когда я решила почитать отзыв ТИК, который выдали ответчику, при том, что он мне разрешил, судья Киселева в третий раз закинула тезис «слушатели-слушают» и запретила читать. После непродолжительной дискуссии меня удалили из зала судебного заседания. За то время, что я там находилась, представитель административного истца Ольга Меандрова успела уточнить иск, сделав главный акцент на снятии кандидата Кудрявцева, а не на устранении нарушений по агитации, ТИК в своем отзыве успел поддержать доводы истца, а также ходатайствовать о вызове эксперта для того, чтобы понять, каким способом были изготовлены буклеты. Во время дискуссии с судьей о том, что может делать слушатель в частности и гражданин России в целом, я вспомнила рассказ, как у Михаила Зощенко на одной из встреч, когда он читал со сцены, спросили: «Если вы писатель, то почему вы читаете?». На что он ответил: «Если вы читатели, то почему вы слушаете?». Мы с судьей Киселевой дополнили этот рассказ тезисом «если вы слушатель, то почему вы читаете?». Уже выходя из зала я вспомнила, где я видела Ольгу Меандрову — на одном из судов по выбору управляющей компании, тогда она представляла УК «Наукоград». А в коридоре сидел эксперт ГУ МВД Алексей Савельев с приспособлениями, больше напоминающими поделки из программы «Очумелые ручки».
Как указано в решении суда, согласно устному заключению эксперта, установить, изготовлены ли буклеты с использованием профессиональной печатной техники в типографии или каким-то еще способом не представляется возможным. «Также эксперт пояснил, что данные буклеты можно было изготовить как в типографии, так и в домашних условиях, при наличии соответствующего принтера».
В протоколе судебного заседания указано, что председатель ТИК и прокурор поддержали истца Голякову, а от участия в прениях все отказались, что логично: все и так понятно, чего зря время терять. Только вот у суда оказалось другое мнение — административное исковое заявление Голяковой оставить без удовлетворения.

В известном фильме «День выборов» есть бессмертная фраза: «Да я смотрю, вы тут все молодцы!». Не устаю ее повторять, наблюдая любые выборы в Жуковском. Хотелось бы пожелать, чтобы политтехнологов в старости все же догнала мудрость, ТИК начала заниматься организацией выборов, а не участвовать в комедии положений, кандидату Голяковой загуглить понятия правды и справедливости, а кандидату Акимову все же понять, что проданную ему «коко шанель» сделали на Дерибасовской, и он сильно переплатил. И тогда заживем, в противном случае, у нас на любых выборах будет складываться «пуя», как в «Дне выборов».

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.