СКАТ. «Столько увлеченных людей в одном месте я не видел уже давно»

1113
SONY DSC

Первый Студенческий конкурс авиационного творчества, прошедший 20-21 августа, стал уже историей, но обсуждение его итогов продолжается. Оргкомитет конкурса, подводя итоги, в том числе написал: «…Команды продемонстрировали отличные навыки представления своих проектов и командной работы, интересные технические решения и нестандартные способы их реализовать, а также невероятную волю к победе».

 

Команды в самом деле очень разные, интересные, и мы познакомились с тремя из них.

Команда «Транспортное КБ», Рыбинский государственный авиационно-технический университет им. Павла Соловьева,  завоевала 1 место и 250 000 рублей.

В команде двое, Александр Росляков и его друг Дмитрий Шевелев, куратор Петр Антипов, жители Рыбинска.

     Идея принять участие в конкурсе, от кого исходила?

Александр: «Мы нашли объявление о конкурсе в онлайн-группе нашего университета и решили принять в нем участие, в отличие от других, в нем требовался автономный полет самолета, а это более интересная задача для нас, как студентов авиационного университета. Нас двое, команда небольшая, но сработавшаяся за несколько лет».

     Вы обучаетесь по какой специальности?

Дмитрий: «Специальность одна – информатика и вычислительная техника, но я на 3-м курсе, Александр на 2-м. Наша специальность как бы далека от построения БПЛА, но до этого мы много занимались в кружках, связанных с авиамоделированием, и нам хватило компетенций и навыков, чтобы создать свой летательный аппарат, основной задачей которого был полет самолета по заданным точкам без какого-то управления с земли. При этом он должен был перевозить груз и совершать взлет и посадку.

     Вы работали вдвоем, а 3 месяца срок совсем небольшой?

— Мы все разрабатывали вдвоем, срок был очень сжатым, и все изначально поставленные задачи выполнить мы не смогли. Сначала мы разрабатывали свою интересную систему автономного управления самолетом, потом пришлось ее упрощать, чтобы в срок выполнить поставленную задачу. Мы надеемся принять участие в конкурсе следующего года, и так же результативно.

     Как выбрали компоновку, сложности были?

— Мы пошли по простому пути и сделали максимально стандартным планер, чтобы достичь наибольшей надежности и удобства в построении конструкции. Самым сложным было программирование и отладка.

     С каким настроением выступали?

— Из-за того, что мы на первом этапе выступали дистанционно, и приехав позже, не могли понять, каков уровень у других команд, поэтому очень волновались  и успокоились, когда начались финальные полеты. Нам очень понравилась дружелюбная атмосфера, когда все команды старались помочь друг другу, и максимально взаимодействовали, делясь опытом. Это самое важное в конкурсе.

Команда «Вектор», г. Челябинск

Капитана команды Сергей Рассказов.

    3 месяца работы над проектом — это совсем немного.

— Это были крайне сжатые сроки, особенно если учесть, что ни у кого из нашей команды не было опыта создания БПЛА, то было сложно. Последние три ночи решили судьбу этого проекта — у нас получилось сделать и исправить все, что было недоработано. Мы получили настоящий летательный аппарат, который проходит заданную траекторию за очень хорошее время и выдает отличные показатели. В финале было несколько команд со схемой, которую сделали мы, но полететь смог только наш аппарат.

  До конкурса ваша команда существовала?

— До конкурса не было ни нашей команды, ни компетенций необходимых, и никто из нас  даже не занимался в авиакружке. Проект начался полностью с нуля и на чистом энтузиазме. В команде шесть человек, я учусь на первом курсе магистратуры ЮурГУ по специальности «Интернет вещей», как бы на программиста, а вообще, в команде два человека из Высшей школы электроники и компьютерных наук, остальные — ракетчики, со специальностью «Ракетостроение». К авиации никто отношения не имеет.

 Кто был инициатором участия в конкурсе?

— Инициатор — Научно-образовательный центр «Авиакосмические технологии» Южно-уральского государственного университета (ЮурГУ). Он собрал нашу команду и финансировал разработку. Мы крайне благодарны начальнику НОЦ Никите Александровичу Счастливому.

 Вы довольны своим результатом?

— В призовые не попали, но безумно довольны тем, что мы полетели, не разбились, у нас все заработало, и автопилот в том числе. Летало, как я понял, 9 команд, и многие не долетели. Для первого опыта, я считаю, вообще отлично!

 После конкурса кто-нибудь из ракетчиков может пойти в авиацию?

— Одно другому не мешает, кто учится на ракетах — будет строить самолеты, кто на самолетах — будет строить ракеты. Мы живем в таком мире, где все компетенции смешиваются.

Артем Пигин, куратор команды «Aves», ИАЛТ МФТИ, Жуковский.

— В нашей команде три студента 1 курса и три студента 3 курса, трое из них занималось программированием и системой управления, остальные — вопросами аэродинамики, прочности и проектированием самого ЛА. Изначально предполагалось, что мы будем полностью использовать собственный флайт-контроллер, так как у нас уже были собственные наработки, и нам казалось, что мы успеем в эти сроки. Но оказалось, что сроки очень жесткие, и на финальном этапе мы перешли на покупной флайт-контроллер.

     Ребята чем-то вместе занимались до конкурса?

— В январе этого года мы — группа моих однокурсников, поступивших в магистратуру,- организовали студенческое КБ и в феврале привлекли младшекурсников к его деятельности. Ребята с таким энтузиазмом взялись за работу, что несмотря на большую загрузку по учебе, к лету сделали свой пробный самолет. Когда был объявлен СКАТ, они решили в нем участвовать. Пробный самолет был небольшим, и используя его компоновку как прототип, ребята сделали большой. При этом, оптимизация по аэродинамике конструкции была сделана на высоком уровне. Получился самолет не просто для конкурса, а хороший ЛА, который мы в дальнейшем будем использовать и дорабатывать.

     Какова фишка вашего проекта?

— Фишкой проекта считаю то, что мы в процессе работы, особенно самого напряженного, финального этапа, когда уже шла фаза испытаний, нашли свой способ производства при D-печати. Когда на испытаниях мы разбили самолет, то в течение суток сделали новый. Все потому, что как только мы напечатали один комплект деталей и приступили к сборке первого летающего образца, то сразу начали печатать второй комплект. И когда случилась поломка первого образца, мы сразу приступили к сборке второго, и смогли продолжить участие в конкурсе. Причем в некоторые детали мы успели внести изменения, и второй образец получился улучшенным. То есть, мы  вот так успешно освоили методы проектирования и производства деталей при 3D-печати.

   Как оцениваете свой результат?

— Призового места команда не заняла, в квалификационном полете команда участвовала, но полностью его не прошла. При этом участием в конкурсе я доволен, потому что у нас есть теперь спаянная команда, которая может решать сложные задачи. Она может принимать и интегрировать новых участников. Особенно радует, что команда такая пестрая, ребята из разных курсов, в команде есть и девушка, очень грамотный программист. Кроме того, в полетах при сложных погодных условиях выявились недостатки самолета, которые в нормальных условиях мы не замечали. Устранив их, мы получим хороший самолет для дальнейшего использования.

     А каковы впечатления о конкурсе?

— Конкурс очень понравился. Мое стойкое убеждение, что основная цель участия — это обретение новых связей между людьми, увлекающимися авиационной тематикой в разных ее приложениях. Основное — это приобретение новых связей, обмен опытом, демонстрацией решений. Столько увлеченных людей в одном месте я не видел уже давно. Самое важное, что мы не потерялись после окончания и строим планы участия в новом СКАТе. В чате СКАТа мы продолжаем общение, обсуждаем сделанное и планы на будущее.

 

Александр Погодаев, руководитель СКАТа, после награждения победителей:

Результаты конкурса просто фантастические. Все команды хорошо подготовились, хотя время на подготовку было очень короткое. Ребята создали замечательные летательные аппараты, я видел, как они летают — это просто загляденье. Я понимаю, что вот на этих ребят можно опираться и эти ребята вырастут и могут стать генеральными конструкторами в нашей авиационной отрасли, новыми техническими лидерами. Мы намерены продолжать работать с этим поколением, будем стараться ежегодно проводить этот конкурс, ежегодно его модифицируя, чтобы он был еще эффективнее и собирал большее количество талантливой молодежи. Самое главное, что этот конкурс и его результаты мотивируют молодежь участвовать в техническом творчестве. Это очень важно для развития нашей страны.

    Как считаете, выполнили задуманное?

Мы перевыполнили, у нас получилось лучше, чем мы рассчитывали. Думали, что хорошо будет, если соберется 5-6 команд, а их сначала было 18, на очный этап и полеты приехало 12. Это очень хорошо для первого раза, и теперь у нас есть богатый материал для размышления и анализа, кроме того, у нас богатый медийный материал. Желаю участникам этого проекта успехов в достижении высот в авиастроении. И я надеюсь, что окончив вуз, они смогут сделать изделия, на которых мы с вами будем летать.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Фотокорреспондент. Культура, образование, рубрика "Секреты счастья"