ресурсные испытания планера усовершенствованного ближнемагистрального самолета SSJ-New
Строительство серийных самолетов «Суперджет-100»
19 июля текущего года на авиазаводе в Комсомольске-на-Aмуре совершил первый полет новый серийный самолет «Суперджет-100» (SSJ-100). Борт с заводским № 95227 и временной регистрацией RF-97027 – это седьмой построенный и взлетевший в нынешнем году серийный региональный самолет и суммарно 227-й экземпляр (считая опытные образцы). Сейчас темп производства машин семейства «Суперджет-100» составляет один самолет в три недели.
Всего в 2022 г. планируется передать заказчикам 32 штуки «Суперджетов» (часть новых, часть «со склада»). Согласно планам, 12 самолетов «Суперджет-100» в 2022 г. должна получить авиакомпания «Рэд Уингс» («Красные крылья»), которая подконтрольна Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), и 11 машин получит авиакомпания «Россия». Также по несколько региональных авиалайнеров выделят для дальневосточной авиакомпании «Аврора» и Федеральное медико-биологическое агентство (ФБМА).
Экс-вице-премьер правительства России Юрий Борисов заявил в начале июня 2022 г., что с учетом жестких санкций на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре планируется выпустить десять самолетов SSJ-100 (т.е. построят еще три машины), а «в 2023 г. объемы поставок этих самолетов снизятся из-за отсутствия двигателей и комплектующих».
Изготовление опытных машин по программе SSJ-New
Параллельно со строительством серийных машин на дальневосточном авиазаводе ведется строительство двух опытных образцов новой модификации «Суперджета-100» – машины RRJ-95NEW-100. Один образец (заводской № 97001) предназначен для летных испытаний, которые должны начаться в марте 2023 г. Второй опытный образец (заводской № 97002) предназначен для проведения ресурсных испытаний в ЦАГИ в Жуковском. Необходимо сказать, что в конструкцию планера усовершенствованного самолета SSJ-New внесено ряд изменений, по сравнению с выпускаемыми серийными машинами.
Разрабатываемая с 2018 г. модификация «Суперджета» (RRJ-95NEW-100), в которой предусмотрено применение максимальной доли российских комплектующих, компонентов и систем. Всего при создании версии самолета SSJ-New будут замещены 38 систем и компонентов.
Намечено заменить на отечественные системы, помимо двигателя, например, систему кондиционирования, торможения, электроснабжения, водоснабжения и удаления отходов, а также кислородную систему экипажа, датчики сигнализации утечки воздуха, сигнализатора обледенения и температуры воздуха, шасси, пассажирские кресла и др.
В рамках создания новой модификации разрабатывается турбореактивный двигатель ПД-8 для замены ныне применяемого российско-французского двигателя SaM-146. На реализацию программы по SSJ-New (RRJ-95NEW-100) намечено выделить 120-130 млрд. рублей, включая создание двигателя ПД-8. Получение сертификата типа на авиалайнер ожидается в 2023 г.
Вице-премьер правительства и одновременно руководитель Минпромторговли России Денис Мантуров заявил, что полностью импортозамещенная версия самолета «Суперджет-100» – машина SSJ-New появится в металле в конце 2023 г. План разработки авиалайнера SSJ-New, по расчетам руководства Минпромторговли РФ, выглядит так на бумаге так:
– начало летных испытаний двигателя ПД-8 на самолете Ил-76ЛЛ в ЛИИ им. М.М.Громова зима 2022-2023 гг.;
– летные испытания самолета SSJ-New с двигателем ПД-8 намечены на 2023-2024 гг.;
– выкатка опытного образца перспективного ближнемагистрального узкофюзеляжного самолета под официальным обозначением RRJ-95NEW-100 и его сертификация должны пройти в течение 2023 г. (предусмотрен вариант летных испытаний машины SSJ-New (заводской № 97003) с двигателями SaM-146 из-за неготовности мотора ПД-8);
– серийное производство машины SSJ-New, оснащенной мотором ПД-8, планируется развернуть в 2024 г.
Составленный на бумаге план без сучка и задоринки
Согласно Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли до 2030 г., принятой правительсьвом России 25 июня 2022 г., на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре намечается выпустить в первый же год серийного производства (2024 г.) 20 самолетов SSJ-New и так каждый год вплоть до 2030 г. Этот темп производства увязан в Комплексной программе с выпуском двигателей ПД-8: в 2023 г. намечают изготовить 6 серийных моторов ПД-8, а затем выпускать каждый год по 44 двигателя марки ПД-8 вплоть до 2030 г.
Реальное положение дел в авиапромышленности России говорит о том, что между заявленными сроками и реализованными в действительности отчетливо прослеживается большая дистанция. Можно с большой долей уверенности предположить, что будут подвижки «вправо» при реализации программы по машине SSJ-New.
P.S. 29 июля планер самолета SSJ-New в разобранном виде был доставлен по воздуху на машине Ан-124-100 «Руслан» в Жуковский.