«Золотая» пятерка по физике

728

Российские школьники стали победителями 52-й Международной олимпиады школьников по физике IPhO 2022 (International Physics Olympiad), завоевав пять золотых медалей. Михаил Осин, заместитель руководителя сборной России, рассказал подробности
Победителями стали:
Вадим Ерин, Физтех-лицей имени П.Л. Капицы, г. Долгопрудный (Московская область);
Олег Калашников, Физтех-лицей имени П.Л. Капицы, г. Долгопрудный (Московская область);
Максим Пермяков, Республиканский лицей для одаренных детей, г. Саранск (Республика Мордовия);
Даниил Рынкевич, Школа Центра педагогического мастерства, г. Москва;
Илья Гладышев, Лицей «Вторая школа», г. Москва.

Отбор и подготовка сборной проходили на базе МФТИ (Национального исследовательского университета) и образовательного центра «Сириус» в г. Долгопрудный. Руководитель сборной Артем Воронов, проректор МФТИ.

Михаил Осин, заместитель руководителя сборной, национальный тренер, четырежды отмеченный премией Президента за подготовку сборной, в беседе с корреспондентом ЖВ рассказал подробности.

Уже третья олимпиада по физике проходит в дистанционном формате, онлайн. Последняя очная была летом в 2019 г. в Тель-Авиве. Две прошли онлайн из-за короновируса, и, конечно, мы набрали опыт участия в таких олимпиадах, но мне очень не хочется, чтобы она такой и осталась. Организаторам такой формат легче, не нужно ни кого расселять и перевозить, это им прилично экономит деньги, да и участникам тоже. Все-таки, хочется, чтобы дети ездили и общались. Видимо, следующая, намеченная по многолетнему плану в Токио, пройдет онлайн. Олимпиада 2022 г., согласно того же плана, должна была состояться в Минске, но в апреле на заочном собрании руководителей большинством стран было принято решение перенести её в другую страну. Стало понятно, что очное проведение организовать за 2-3 месяца невозможно, и в мае руководители Швейцарии, взялись провести олимпиаду дистанционно, иначе она бы и не состоялась.
В этом году участниками стали 368 детей, представлявших 76 стран из 240 общего числа стран мира. В команде 5 человек, но некоторые страны выставляют меньше. Мы выступали как визуальные участники, т. е. в индивидуальном порядке. У нас было два варианта, либо не участвовать совсем, либо вот так, индивидуально. Учитывая интересы детей, мы решили участвовать – ведь для ребенка это единственный случай в жизни быть участником такого состязания, в следующем году он будет уже студентом. Наши дети готовились несколько лет, прошли жесткий отбор. В команде было пять юношей-одиннадцатиклассников: двое из лицея г. Долгопрудный, двое из Москвы и один из Мордовии. После олимпиады все подали заявки на поступление в МФТИ, и, конечно, будут зачислены на 1 курс.
Регламент этой олимпиады не отличался от прежних?
Как всегда, проводились два тура, экспериментальный и теоретический, 11 и 13 июля, потом считали баллы. Участник мог набрать максимум 50 баллов. 8% участников получают «золото», подвели результаты и объявили порог для «золота» — 23,7 балла, меньше половины возможного. У нас четверо сразу попали в «золотые» а пятому не хватило 1,4 балла. Мы подали на апелляцию и отспорили. Рассмотрение наших апелляций прошло для нас лояльно, наши возражения были приняты и пятому добавили 4,6 балла. В итоге все наши участники стали «золотыми», медали и дипломы пришлют позже. В воскресенье, 17 июля, президент РФ поздравил нас телеграммой. Во время олимпиады команда находилась в Долгопрудном, ребята писали под видеокамерами, каждый находился под тремя. Поэтому онлайн-формат не легче очного, да списывать не у кого — задачи очень тяжелые. Там же, в Долгопрудном, было торжественное закрытие, потом 21-го ребята были на встрече с министром в МГУ вместе с победителями других олимпиад, которые выступили тоже хорошо, так, биологи набрали 4 «золота», математики 3 «золота» и 3 «серебра».
Как выступили вечные соперники из Китая?
У них тоже 5 золотых, а индивидуальные результаты повыше. Только две страны получили по 5 золотых. Уже много лет мы с ними делим 1-2 места.
Все пять из команды поступают в физтех Долгопрудного, а в Жуковский никто?
К сожалению, да, хотя я провожу разъяснительную беседу. Они, почти все каждый год идут на факультет общей физики, который по-новому называется «Школа Ландау». За последние 15 лет только 2-3 человека не пошли на физтех, хотя их без экзаменов возьмут в любой вуз. Один студент как-то поступил на физфак МГУ, потому что жил близко. Еще один поступил в Высшую школу экономики, но осенью ушел, «вышка» хороший вуз, но не для таких.
Вообще, есть проблема устройства таких ребят. Олимпиадные задачи соответствуют третьему курсу МФТИ. «Олимпийцу» на лекциях и семинарах по физике на 1-2 курсах не интересно – он знает гораздо больше. Таких нужно учить отдельно, но непонятно, как учить, кому учить, чему учить. Мне кажется, по физике им сразу нужно поставить «пятерки», и пусть занимаются дипломом или другими предметами, хотя бы английским, его они все знают плохо. Если такой начинает бездельничать, то может дойти до деградации личности. Но это не наша зона ответственности, и мы не знаем об их судьбах.
Что вас заботит в развитии олимпиадного движения?
Олимпиадами я занимаюсь 15 лет, и вижу что «проходной» балл на «золото» имеет сильную тенденцию к падению. Когда я начинал, он был 36 — 39, из 50, конечно. Потом стал около 30, потом 29 – 27, а сейчас уже — 23. Это, вообще, не хорошо, а чтобы поправить, нужно понять причину.
Возможно, это свидетельство понижения общего уровня участников?
Я думаю, что да. Смотрите, медали есть злотые, серебряные, бронзовые, и еще есть четвертая категория наград — «Почетная грамота». Мы её в шутку называем «похоронкой», у нас её никогда не было, ниже серебра мы не получали. В этом году порог «Почетной» — 7 баллов. Это меньше, чем за решение одной задачи, а получивший её дома может гордиться – его чем-то наградили. Бронзу получали за 11 балов, то есть, за решение одной задачи. Представьте, человек награждается за то, что на контрольной решил всего одну задачу — это как-то неправильно. Значит, контрольная не соответствует уровню участника. Выход: либо поднять его уровень, но непонятно как это сделать в мировых масштабах, даже в пределах одной страны тоже непонятно. Либо упрощать задачи, чтобы проходной балл на «золото» был около 40. А я вижу, что уже задачи не усложняются, а понемногу упрощаются от года к году. Но «проходной» балл все равно падает! Это массовое снижение уровня знания физики во всем мире. Что это – массовое оглупление? Мы еще остаемся на хорошем уровне, у наших ребят по 36 баллов, это далеко от порога. Но это по физике, а я не знаю, как по другим точным наукам. Вот такая неприятная проблема.
Есть еще одно объяснение оглупления команд — в некоторых странах, даже в европейских, вообще нет системы олимпиад. Например, нет олимпиад в Испании, в Великобритании. И организаторы собирают в команду лучших ребят среди своих знакомых и приезжают. Наши побеждают, потому что в России есть система. В октябре начнется школьный этап олимпиад, в ноябре — городской, в январе — областной, в апреле будет финал России. Все это знают. И мы в Жуковском планово готовимся к этим этапам. Отбор в команду на олимпиаду IPhO начинается с победителей 10 классов Всероссийского финала олимпиады. Потом мы целый год их учим, тестируем, отбираем лучших и работаем с ними. Нужно признать, что эта система – продукт советский, изменилась мало, но мы ее улучшаем. Юноша должен понимать, что в системе он может достичь гораздо большего, чем в одиночку.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут