Трехдвигательный АНТ-9 – один из первых советских многоместных пассажирских самолетов. Идея создания такого летательного аппарата родилась в стенах Управления Военно-воздушных сил рабоче-крестьянской Красной армии (УВВС РККА). Гражданский воздушный флот в 20–30-х годах прошлого века развивался слабо и нуждался в новых разработках. Несмотря на это, при проектировании машины в нее был заложен и военный потенциал: в случае необходимости АНТ-9 легко мог «переквалифицироваться» в ночного бомбардировщика и перевозчика специальных грузов.
Заместитель начальника ЦАГИ Андрей Туполев, возглавлявший отдел института АГОС (авиация, гидроавиация, опытное строительство), по поручению Научно-технического комитета УВВС РККА нашел компромиссное решение: построить пассажирский самолет на базе боевого.
О новом проекте Андрей Николаевич рассказал на заседании коллегии ЦАГИ 6 марта 1928 года: «Задание я получил от Я.И. Алксниса перед отъездом за границу (осень 1927 года). Тогда мы не могли взять на себя эту работу, так как были перегружены заданиями по военным машинам. В настоящий момент обстановка изменилась. Вопрос о благоприятных условиях для пассажирской машины сложился из того, что мы можем одновременно, строя разведчик, дать в производство и эту машину. Все крылья будут сделаны, как они делаются для разведчика».
В конструкции трехмоторного девятиместного пассажирского самолета АНТ-9 было использовано все, что возможно, от АНТ-7 (Р-6 – многоцелевой летательный аппарат, одновременно разведчик, истребитель дальнего сопровождения, бомбардировщик и торпедоносец). Это позволило в короткий срок создать удачную конструкцию моноплана с высокорасположенным крылом.
В мае 1929 года начались полеты. Воздушное судно оказалось послушным в управлении и имело хорошую весовую отдачу. Сразу же приступили к серийному производству. Всего было построено 66 самолетов в трехмоторном варианте и около 60 машин – в двухмоторном с двигателями М-17.
С 10 июля по 8 августа 1929 года на АНТ-9, получившем название «Крылья Советов», экипаж М.М. Громова с восемью пассажирами совершил перелет по маршруту Москва – Берлин – Париж – Рим – Марсель – Лондон – Париж – Берлин – Варшава – Москва. Самолет прошел 9 037 км со средней скоростью 177 км/ч, показав себя первоклассной машиной, способной конкурировать с зарубежными аналогами. Один из старейших авиационных журналов «Флайт» так писал об АНТ-9: «Самолет делает честь конструкторам Советской России».
Ну а в годы Великой Отечественной войны АНТ-9 работали в качестве транспортных и санитарных машин, доставляли разведчиков-парашютистов в глубокий тыл врага, в составе 2-й Воздушной армии участвовали в боевых операциях на Курской дуге.