Как проект планировки индустриального парка нарушает права жителей Жуковского
В июне мы совершенно случайно узнали, что 343 гектара в полях за ул. Гризодубовой в области «уже посчитали» и не в пользу жуковчан. Прогресс, как его понимают чиновники, непременно должен проехаться по обычным жителям: чтобы всем стало хорошо, им обязательно должно стать хуже. Эту схему нам долгие годы транслируют из каждой административной розетки, оставляя за скобками сам смысл прогресса в цивилизованном мире, который призван улучшить, а не ухудшить качество жизни.
В этот раз ради индустриального парка, будущее которого весьма туманно, а цели расплывчаты, собираются подкинуть существенные проблемы как нескольким СНТ и новым микрорайонам, так и всему городу в целом. Чиновники прикрываются бравурными сообщениями о создании то ли 5000, то ли 10000 рабочих мест, это мы уже слышали про Национальный центр авиастроения, который так и не случился, несмотря на всевозможные льготы и дотации. А вот проблемы у жуковчан могут начаться уже в самом начале реализации проекта индустриального парка.
Согласно проекту планировки территории (ППТ), изначально вся нагрузка ложится на существующую инфраструктуру города, которая просто не приспособлена для дополнительной нагрузки. А налог на землю (единственный налог, полностью поступающий в бюджет города), учитывая что это один из прожектов, заявленных губернатором, как всегда скостят во имя будущего развития, которое, как правило, заставляет себя долго ждать или отменяется по пути.
В материалах по обоснованию проекта планировки данной указано, что в генеральном плане городского округа Жуковский, территория планируемая для создания индустриального парка расположена в двух функциональных зонах: О-1 – Многофункциональная общественно-деловая зона и Р-1 – Зона озелененных территорий общего пользования (парки, скверы). При этом в Правилах землепользования и застройки это зона КУРТ – 12 появилась сравнительно недавно – в 2019 году, до этого 343 гектара были рекреационной зоной. Однако ее понадобилось перевести в зону комплексного устойчивого развития территорий с расширенным перечнем видов разрешенного использования (ВРИ). В 2022 году к ним добавили 12 новых основных ВРИ: проведение научных исследований, производственная деятельность, недропользование, автомобилестроительная промышленность, легкая промышленность, фармацевтическая промышленность, пищевая промышленность, нефтехимическая промышленность, строительная промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность, научно-производственная деятельность.
Страсть к граблям
В ППТ при этом отмечено позитивное воздействие промзоны, однако «рекомендуется своевременное информирование общественности о намечаемом строительстве». То есть, логика простая: решение примут и без вас, но вас проинформируют, этим и довольствуйтесь. А в роли информатора выступил губернатор Андрей Воробьев, который рассказал на Петербургском экономическом форуме, «как наши корабли будут бороздить просторы Вселенной». Поставил население, прикрепленное к территориям, перед фактом. Это и есть информирование общественности, которое мы заслужили.
«Реализация проектных решений возможна только после достижения соглашения между заказчиком и муниципальным образованием, что поможет избежать в дальнейшем социально-экологических конфликтов», – указано на 24-25 страницах документа. Однако ухудшение качества жизни жителей близлежащих территорий, отсутствие целостной инфраструктуры и закрытие выхода к р. Москва на площади в несколько километров как раз и порождает социально-экологические конфликты, которые являются теми самыми граблями, на которые власти с маниакальным упорством наступают снова и снова.
Дамба для маленькой такой компании
Планировочное решение размещения индустриального парка лишает жителей г.о.Жуковский возможности кратчайшего доступа к береговой рекреационной территории на берегу р. Москва, что в ситуации ухудшающейся экологической обстановки, уменьшения рекреационных зон за счет строительства трассы через город Жуковский, приведет к резкому снижению качества жизни. Не говоря уже о нарушении действующего законодательства: согласно Водному кодексу РФ, «каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд».
Более того, в томе II «Охрана окружающей среды» Генерального плана г.о.Жуковский указано: «На территории городского округа Жуковский планируется организация природных экологических территорий областного значения, а именно: транзитной территории вдоль долины р. Москвы. Транзитные территории выполняют важную для поддержания биоразнообразия и охраны редких видов животных и растений связующую роль между ключевыми природными территориями, к которым относятся как планируемые, так и существующие особо охраняемые природные объекты (ООПТ)».
Есть и еще один немаловажный нюанс для жителей близлежащих территорий, заложенный в инженерной подготовке под индустриальный парк. «Для защиты от затопления паводком 1% обеспеченности предусмотрено устройство защитной дамбы. Отметка гребня дамбы принята 114.54 м, ширина гребня – 6,5 м». Дамба будет защищать только территорию индустриального парка, при этом значительно увеличивается угроза затопления водами 1%паводка территории жилой застройки мкр. «Междуречье», СНТ «Облепиха», СНТ «Селекционер», «Прохоровка», «Союз-ЦАГИ», «Поднятая Целина», «Быковка», «Тимирязевец», «Дружба-2». Они и сейчас находятся в зоне риска, что будет при строительстве дамбы, легко спрогнозировать. И в условиях секвестирования бюджета никто не будет вкладываться в эти сооружения в интересах жуковчан. В том числе и многодетных семей, которым государство гарантировала землю под индивидуальное строительство, но одни гарантии перебили другие интересы.
Идеи наши – инфраструктура ваша
При такой планировке территории промзоны новые строящиеся жилые кварталы на левом берегу р. Москва будут отделены от остальной территории г.о.Жуковский . Транспортная инфраструктура на этой территории – пока лишь планы, реализация которых – дело нескольких лет. Поэтому транспортное обслуживание планируемого индустриального парка, согласно документации, будет осуществляться по сети существующих улиц и автомобильных дорог – ул. Береговая и Садовая, то есть, большегрузы пойдут по городским улицам, для этого не предназначенным. Что происходит с дорогами, по которым катаются транзитом фуры, жители района Гризодубовой, Анохина, Гудкова прекрасно знают. Но, по всей вероятности не все знают, что дороги местного значения ремонтируются исключительно за счет местного бюджета. При этом из всех собранных на территории города налогов в муниципальной казне остается только 10%, на все вопросы местного значения, среди которых ремонт дорог не всегда в приоритете.
В конечном итоге, даже при удачной реализации проекта индустриального парка, что сомнительно, учитывая предыдущий опыт, все «плюшки» получит область, а «побочка» достанется городу и его жителям. Это и есть прогресс в понимании областных чиновников, а на местном уровне никто уже ни о чем не думает, просто выполняют указания, спущенные сверху.
О бедном законе замолвите слово
В Постановлении Московской области № 713/30 от 17.08.2015 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области» четко указано, что все нормативы в том числе «направлены на обеспечение повышения качества жизни населения Московской области и создание градостроительными средствами условий для обеспечения социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в интересах настоящего и будущего поколений». В данной ситуации все происходит с точностью наооборот. Без оглядки на законодательство, здравый смысл и заботу о гражданах.
В настоящий момент запущена петиция и проходит сбор подписей под обращением в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области с требованием внесения изменений в ППТ в целях устранений нарушений законодательства.
Подписать обращение можно в редакции ЖВ.