«Наша мера еще далеко». Новый проект и снова памятник

1990

История о том, как в городе решили установить еще один памятник, не спросив жителей

Главным достоянием Жуковского – всегда были его жители, именно они были той ценностью, которая давала наукограду уникальность. Однако последние годы Жуковский из центра стал постепенно превращаться в кладбище авиационной науки и техники. Первооткрывателем стал Андрей Войтюк, который решил добавить на памятник Н.Е. Жуковскому даты жизни, видимо для того, чтобы не забывать, когда дефелировать с цветами и серьезным лицом. То, что в нарушение закона, это было сделано без согласования, никого не смутило. Так открыли ящик Пандоры и понеслось. Сначала, никого не спросив, в сквере поставили памятники авиаконструкторам, которые были похожи на кого угодно только не на оригиналы. легендарный Арсений Дмитриевич Миронов даже написал свое мнение в ЖВ, отметив, что когда увидел бюсты, «испытал шок». «Выбор места и компоновки ареопага противоречат здравому смыслу, – отмечал авторитетный ученый. – Реализация этого сооружения в сквере ул. Маяковского не соответствует установившемуся использованию сквера для прогулок и места отдыха. Кроме того, расположение доминирующего на местности памятника Н.Е. Жуковскому, повернувшегося к конструкторам задом, вызывает недоумение и свидетельствует о том, что у автора полностью отсутствуют знания правил дизайна. На этом фоне кажутся мелким отсутствие системы в последовательности размещения бюстов: ни по первой букве фамилии, ни по возрасту, ни по признакам совместной деятельности – (Микоян-Гуревич, Миль-Тищенко). Качество скульптур, сходство с оригиналами, специфические признаки лиц не нашли отражения. Впечатление такое, что скульптор имел одинаковые “болванки” и к одним приделал шевелюру, к другим очки, к третьим элементы различной одежды. Нет индивидуальных черт, отражения особенностей характеров. Мне это стало ясно, так как я встречался со всеми изображенными людьми (кроме Поликарпова Н.Н. и Петлякова В.М.)».

Затем решили установить памятник Ту-144, в этот раз обсудив с общественностью, что позволило хотя бы изменить место установки: первоначально самолет планировали впихнуть рядом с администрацией города. В последних двух проектах активно участвовал фонд «Легенды авиации», который вдруг решил стать главным по памяти города. Но память эта приобретала причудливые формы, но на все вопросы был один ответ: это же за внебюджетные средства. Как будто моветон компенсируется частными деньгами.

Есть люди, которые действуют, а есть люди, которые складывают легенды, причем в большинстве случаев о себе. И фонд «Легенды авиации» умело складывает легенды о своем месте в искусстве. Вы сильно удивитесь, но если подойдете к памятнику самолета МиГ-21, то увидите табличку в стиле википедии от Андрея Войтюка: МиГ-21Ф-13. Установлен в 1976 году. Благотворительный фонд «Легенды авиации».

Так через несколько десятилетий жуковчанам решили кратко пояснить про один из символов наукограда. А заодно и намекнуть, с кем в городе «солнце восходит и заходит». То, что фонд «Легенды авиации» был образован в 2015 году, через 39 лет после установки памятника, никого не смутило. Как выразился один из авторов этой шедевральной идеи: «Мы оплатили, где хотим, там и устанавливаем».
ЖВ отправили запрос в администрацию города с просьбой предоставить протокол заседания комиссии по рассмотрению предложений об установке памятных знаков, как того предполагает регламент. Но у меня от себя личный вопрос: если я оплачу памятную табличку, мне тоже разрешаю ее повесить, куда захочу, или я к авиации и городу имею намного меньшее отношение, чем дельцы из благотворительного фонда?

Такая безотказная спекуляция на былом легендарном прошлом города не могла не привести к полному отказу от здравого смысла и совести. Что, собственно, и произошло.

Как сообщила пресс-служба администрации города, на прошлой неделе в рамках заседания Общественной палаты обсудили предложение фонда «Легенды авиации» установить в Жуковском МиГ- 29. Презентовал проект исполнительный директор фонда Василий Панкратьев. Он отметил, что РСК «МиГ» готова официально передать «Легендам авиации» списанный в хорошем состоянии образец самолета для его установки. Истребитель уже находится на территории ЛИИ им. М.М. Громова. Фонд «Легенды авиации» работает над идеей совместно с компанией НИК. Средства на установку, если проект будет утвержден, будут изысканы внебюджетные. При этом место установки памятника – площадка рядом с мемориальным кладбищем со стороны улицы Баженова.

Лично для меня превращение Жуковского в город мертвой авиации сам по себе спорный вопрос, а установка самолета у кладбища, где похоронены летчики-испытатели, погибшие при испытаниях, не просто сомнительное решение, а оскорбление памяти, за которую так ратует фонд «Легенды авиации». У Василия Панкратьева другое мнение: городу не хватает памятников в разных частях города, которые бы являлись центрами притяжения. На замечание о чувстве меры Василий сообщил, что, на его взгляд, «наша мера еще далеко».

Также у нас случилась дискуссия по поводу места установки памятника.

– Это памятник создателям авиатехники и испытателям
– Вы не считаете довольно странным устанавливать памятник рядом с кладбищем, где похоронены погибшие при испытаниях люди?
– Ну, они погибли, выполняя свой долг, они своей жизнью улучшили эту авиационную технику. Это будет объект притяжения в этом районе
– Вы считаете, что к кладбищу нужно притягивать?
– Я не рассматриваю эту площадь, как кладбище, это скорее парк.

Василий Панкратьев отметил, что рассматриваются еще два места для установки этого памятника – треугольник в начале ул. Федотова, так как Александр Федотов поднимал этот самолет, и часть сквера между улицами Горького и Советская. Пока это только идея, которую в прошлом году поддержал Совет директоров города, в этом году проект вынесли на обсуждение в Общественной палате, планируется и обсуждение с жителями, правда непонятно пока, в каком ключе. Идеологом и меценатом проекта Панкратьев назвал инженера-конструктора Андрея Дзюбу, который пытается воплотить эту идею с 2019 года.

ЖВ связались с автором проекта, и он сообщил, что считает свой проект правильным и своевременным, так как таким образом спасает авиатехнику, которую иначе просто утилизируют. В выбранном месте Андрей Сергеевич не видит ничего странного: «У меня на этом кладбище похоронены близкие и друзья, это дань их памяти». Также в разговоре был упомянут аргумент и о месте притяжения, но это определение сейчас в трендах всех проектов, без него было бы совсем тоскливо. Андрей Дзюба считает, что обсуждение с жителями не обязательно, «мало ли что и кому не нравится», но если, скажут, готов и обсудить. На вопрос, что будет, если жители выскажутся против, он уверил, что просто уйдет из города и будет искать место для памятника в других городах.

Чтобы быстрее помочь Общественной палате города и авторам проекта узнать мнение жуковчан, вы можете написать на почту info@zhukvesti.ru. Мы опубликуем ваше мнение в газете и передадим его в Общественную палату.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.