Наукоград коворкнули. В мечтах о самолетах пришли в промзону

2570
Фото: пресс-служба губернатора МО

В Жуковском на территориях, где изначально планировали обустроить рекреационную зону, планируют построить производственно-складской комплекс, обозвав все это промышленным коворкингом

По старой доброй традиции последние два года из новостей экономического форума в Санкт-Петербурге мы узнаем что-то новое о планах на землю в г.о. Жуковский. И, несмотря на то, что мы хотя бы на бумаге все еще являемся центром авиационной науки, планы эти далеки от авиации и науки.

16 июня на сайте правительства Московской области появилась новость, подкупающая своей новизной и свежестью:

«Сегодня, в рамках второго дня Петербургского международного экономического форума, подписи под соглашением о взаимодействии по строительству производственно-складских комплексов и реализации данных площадей поставили губернатор Московской области Андрей Воробьев и первый заместитель руководителя (соучредитель) ООО “Холдинг Строительный Альянс” Артем Петрухин. В рамках реализации проекта мы планируем строительство 180 тыс. кв. м. производственно-складских помещений “лайт индастриал” в Жуковском. “Лайт индастриал” — это особый формат коммерческой недвижимости сравнительно небольшой площади, где могут разместиться как производства и склады, так и офисы компаний, — сказал Андрей Воробьев. — Проект предполагает 10 млрд рублей инвестиций, а в перспективе — около 5 тыс. новых рабочих мест. Начнем работу уже в следующем году».

По словам губернатора, в 2027 году цифровой промышленный коворкинг «Индастриал Сити» Жуковский» планирует открыть двери для предпринимателей. Так мы узнали, что обещанные дубравы и развитие авиационной науки и техники коворкнулось об интересы определенной группы лиц, и это еще одно последствие ликвидации местного самоуправления, когда жители муниципалитетов Московской области — лишь досадный бесправный придаток к территории.

После вырубки цаговского леса жителям города обещали на присоединенных землях обустроить рекреационную зону, в Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) 2012 года это так и было — 343 гектара на присоединенных землях вошли в зону Р-1. Однако в 2019 году в очередной раз решили изменить ПЗЗ, и потенциальный природный парк с дубравами трансформировался в зону КУРТ-12. Предельная высотность в этой зоне комплексного устойчивого развития территорий — пять этажей. Основные виды разрешенного использования составляют довольно обширный перечень, не имеющий ничего общего не только с дубравами, которые нам обещали, но и с банальным озеленением: социальное и бытовое обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, стационарное медицинское обслуживание,
дошкольное, начальное и среднее образование, среднее и высшее профессиональное образование, культурное развитие, религиозное использование, общественное управление, развлечения, служебные гаражи, объекты дорожного сервиса, выставочно-ярмарочная деятельность, железнодорожный транспорт, воздушный транспорт, обеспечение внутреннего правопорядка, историко-культурная деятельность, связь, склады, водные объекты, обеспечение научной деятельности, ветеринарное обслуживание, деловое управление, объекты торговли, рынки, магазины, банковская и страховая деятельность, общественное питание, гостиничное обслуживание. В условно разрешенных видах деятельности была и тяжелая промышленность.

На публичных слушаниях чиновники взывали к сознательности жуковчан, рассказывая о развитии города и присоединенных земель, ссылаясь на нецелесообразность парка при возможности инвестирования в развитие территорий.

Впрочем, инвестор на такой большой участок без инфраструктуры и коммуникаций не находился, возможно, его никто и не искал. Области было не до наукограда, она добивала местное самоуправление административной реформой по переводу районов в городские округа, ликвидируя поселковые советы. А у местных чиновников инициатива уже давно атрофировалась, как ненужный рудимент, они выполняют функции клерков на местах, просто выполняя указания сверху.
Однако постепенно в рамках региональной программы транспортного обслуживания к «полям» стали подводить дороги, участок стал более интересным, и тогда Московская область им заинтересовалась.

В июне 2021 года на Петербургском экономическом форуме было объявлено о планах «Сбербанка» построить в Жуковском дата-центр. Этому предшествовало совещание в правительстве Московской области по инвестиционным проектам,
на котором губернатор Андрей Воробьев выдал поручение обеспечить подписание на ПМЭФ соглашение между правительством региона, ПАО «Сбербанк» и ПАО «Россети» по созданию центра обработки данных в г.о. Жуковский. И под это дело решили внести изменения в документы градостроительного зонирования в части исключения зоны КУРТ с земельного участка в 343 гектара.
Согласно документам, предоставленным в ответ на запрос ЖВ, в сентябре 2021 года администрация наукограда сообщила губернатору, что поддерживает инициативу внесения изменений в Правила землепользования и застройки г.о. Жуковский для реализации инвестиционного проекта по строительству дата-центра «Сбербанка». При этом оказалось, что за время пути от рекреационной зоны до КУРТ-12, земельный участок разделился на три — два маленьких и один большой, но все они попадали в комплексное устойчивое развитие промзоны. Поэтому просто добавили в зону КУРТ-12 новые виды разрешенного использования, предоставляя инвестору фантастические возможности, причем не на один маленький участок, где планировалось размещение дата-центра, а на все три.

19 января 2022 года на сайте администрации города опубликовали Постановление № 27 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.о. Жуковский», в приложении к которому указан перечень утвержденных видов разрешенного использования (ВРИ) в зоне КУРТ-12. В эту зону внесли 12 новых основных ВРИ: проведение научных исследований, производственная деятельность, недропользование, автомобилестроительная промышленность, легкая промышленность, фармацевтическая промышленность, пищевая промышленность, нефтехимическая промышленность, строительная промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность, научно-производственная деятельность. Из условно разрешенного в основные также перешел вид разрешенного использования — тяжелая промышленность. ЖВ еще в январе прогнозировали, что дата-центр Сбербанка — лишь «цивилизованный» повод к изменениям, которые могут привести к потере городом земель и превращению из авиационного центра в промзону.

И вот на Питерском экономическом форуме в 2022 году все забыли про Сбербанк, и завели разговор о коммерческой недвижимости, производстве и складах. А чтобы никто не догадался, решили обозвать это все коворкингом. Однако в Жуковском коворкинг — это завеса под сомнительные схемы, тем более из уст губернатора
Воробьева. Так вырубили лес на ул. Нижегородской под дом быта, в котором обещали обустроить коворкинг-центр. Лес вырубили, построили высотки, про коворкинг забыли, тем более, что никто изначально не мог объяснить, что это.
В администрации города ЖВ не смогли объяснить, что это за новый проект, есть ли какие-то документы, кроме громких заявлений губернатора, и какой профит от всех этих прожектов наукограду и его жителям. ЖВ отправили официальный
запрос.

Стойкое чувство дежавю по поводу освоения жуковских земель под планы межгалактического масштаба накладывается на отсутствие местного самоуправления. Сначала нам сказали, что Национальный центр авиастроения принесет городу массу рабочих мест, обрисовав будущее Нью-Васюков. Через десятилетие последние оптимисты признали, что погорячились, рабочие места не случились, как и развитие авиационной науки, земельный налог даже с баснословными льготами стал поступать в городской бюджет более-менее периодично только в последние годы. И вот, новый поворот, правда, все в тот же тупик. Только есть нюансы. Во-первых, никто уже даже формально не вспоминает об авиации, во-вторых, при данном проекте, с высокой долей вероятности, городские замели перейдут в собственность Московской области, и земельный налог (единственный сбор, который полностью остается в городской казне) уже исчезнет. А вот обещанные пять тысяч мест могут оказаться очередными «сказками для бедных». И это все, что нужно знать о развитии, местном самоуправлении и отношении местных чиновников в городу, который из колыбели авиации превратили в промзону, гордо обозвав этот упадок коворкингом. А жителям Жуковского стоит признать, что наукоград коворкнули, а их и не спросили, потому население — лишь придаток к территориям, а не бенефициары этих самых территорий.

Генеральный директор АО «Рампорт Аэро»
Евгений Солодилин

Вначале хотелось бы выразить сожаление, что подобное решение принималось, фактически, без участия представителей органов местного самоуправления города, на территории которого планируется реализовать проект, это сняло бы множество вопросов и неясностей. Прежде чем давать окончательную оценку, необходимо более точно представлять экономические аспекты подписанного инвестиционного соглашения и знать, где именно на общем участке в 340 га планируется проведение работ.

Зонирование территории, первоначально определенное генеральным планом после присоединения к Жуковскому новых территорий, предполагало достаточно сбалансированное распределение площадей по типам разрешенного использования. Безусловно, непосредственно прилегающие к городу земли в междуречье наиболее логично смотрятся в виде удобной и доступной всем горожанам рекреационной зоны.
Ранее аэропорт неоднократно обращался в администрацию города с предложением об участии в финансировании высадки лесопарка именно там, где было определено генпланом и ПЗЗ. В частности, речь идет о земельном участке вдоль Береговой улицы, разделяющей территорию, выделенную для строительства индивидуального жилья для многодетных семей и поселок Спартак. При поддержке акционеров и за счет собственных средств аэропорта предлагалось высадить там 20 га леса.
В этом случае создавался бы потенциал для формирования общедоступного зеленого пространства в границах паркового комплекса усадьбы Быково, новой рекреационной зоны и реки Быковка. В случае же, если именно здесь разместят производственно-складской комплекс, у нас сложится парадоксальная ситуация, когда жилые территории разделяются промышленным объектом.

Пока наше предложение не получило обратной связи и развития. Причиной тому может быть как отсутствие других инвесторов, так и недостаточная активность на уровне членов правительства Московской области и местной администрации в вопросах доведения соответствующей информации до Губернатора. К сожалению, подобные коммуникационные недостатки прямо влияют на решение множества вопросов. Чрезвычайно важным для нас примером является, например, ситуация с реконструкцией улицы Наркомвод: проект подготовлен несколько лет назад, но реализация его, год от года откладывается, несмотря на периодические совещания и составление протоколов. В реальности сегодня мы наблюдаем там утренние пробки, хотя вопрос был определен к исполнению еще на стадии строительства аэропорта.

Наша позиция не изменилась, мы готовы к диалогу. Принимая во внимание общий размер земельных участков, считаем возможным и необходимым вернуться к вопросу формирования рекреационной зоны.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.