Итоги года в жуковском образовании

965

Начальник Управления образования Ольга Алферова рассказала об успехах жуковских школьниках на олимпиадах, реорганизации образовательных учреждений, перспективах  строительства школы в пятом микрорайоне и популярности пельменей у школьников

В середине февраля 2022 года в Управлении образования администрации города сменился руководитель, вместо Наталии Гусаровой, которая занимала эту должность с февраля 2019 года, руководить образованием назначили Ольгу Алферову, которая до этого была директором школы № 8. В конце учебного года ЖВ поговорили с Ольгой Николаевной о первых итогах учебного года и планах на следующий образовательный цикл.

Закончился очередной учебный год, который, как всегда был непростым, можно ли уже подвести какие-то итоги?

Окончательные итоги мы подведем на августовской педагогической конференции, но уже сейчас могу сказать, что работа педагогических коллективов не просто удовлетворительная, а хорошая. Достигнуты определенные показатели, которые подтверждают высокий уровень городского образования. Во-первых, участие во Всероссийской олимпиаде школьников, отрадно, что у нас увеличился охват школьников на всех уровнях – муниципальном, региональном и федеральном. В  муниципальном  этапе Всероссийской олимпиады  школьников  в 2021-22 учебном году приняли участие 3422 обучающихся 5-11 классов (в 2020-2021 учебном году – 3028 школьников). Для участия в региональном этапе  ВсОШ было приглашено 324 обучающихся (в 2020-21 учебном году – 319 школьников). При этом победителями и призерами стали 164 жуковских школьника. Для участия в заключительном этапе ВсОШ  в 2021-2022 году были приглашены 27 обучающихся (в 2020-2021 учебном году -16 человек). Из  них  5 школьников стали победителями и 9 призерами, ( в 2020-2021 учебном году было 3 победителя и 6 призёров).

Впервые на заключительный этап по физической культуре был приглашен ученик 11 класса школы № 9 Игорь Фомин. Также впервые удалось пройти на заключительный этап  по  технологии ученику 11 класса лицея № 14 Никите Усачеву, который стал призером. Ученик лицея № 14 Илья Норец  стал призером регионального этапа по физике им. Дж. Максвелла (7-8 классы) и три  ученика из нашего города стали призерами регионального этапа олимпиады по математике имени Л. Эйлера. Жуковский вошел в ТОП-10 образовательных организаций, показавших высокие результаты на Всероссийской олимпиаде школьников.

Еще один показатель – освоение образовательной программы, в этом учебном году все школьники допущены к итоговой аттестации. Пришли уже первые результаты ЕГЭ, уже есть стобалльники. По литературе четыре школьницы получили высший балл: Елизавета Мишина Елизавета из школы № 3, Дарья Евдокимова из лицея № 14, Ольга Хапунова из школы № 15 и Мария Жилина из школы № 8. По химии 100 баллов получили ученики лицея № 14 Артем Ромашев и Максим Еремич, а ученица лицея Варвара Евграфова получила 99 баллов. Отрадно, что высокие результаты показывают не только выпускник школ-флагманов городского образования, но и школа № 15 и школа № 8, в которой благодаря реорганизации появился полноценный гуманитарный класс, что принесло свои плоды. Средний балл ЕГЭ по литературе в этом классе (сдавали 12 человек) – 77,5. Так что итоговая аттестация проходит в штатной режиме и жуковские школьники показывают достойные результаты.

Кстати, про штатный режим. Насколько процессу мешали постоянные сообщения о минировании школ?

У нас уже отработанная схема. Начиная с 5 утра, специальная кинологическая служба обследует каждое здание, а потом периметр закрывается и посторонние не допускаются. Все опечатано, стоят дежурные, присутствуют сотрудники полиции, так что мы точно уверены, что никакого минирования просто не может быть. Да и ажиотаж телефонных хулиганов сейчас иссяк.

Последние 2,5 года в условиях пандемии были достаточно сложными для организации учебного процесса: было и дистанционное обучение, и замены учителей, и карантины в отдельных классах. Как это сказалось на успеваемости и прохождении образовательной программы? Удалось преодолеть этот форс-мажор или есть еще нюансы?

Спад качества образования уже прошел, какие-то единичные случаи еще остались, но мы с ними точечно и индивидуально работаем. Каждый педагогический коллектив в начале 2021 года составлял дорожную карту по преодолению дефицита учебного процесса. И, если педагог видел, что тема зависает, то продвигаясь вперед, он все-равно найдет возможность отработать эти западающие вопросы. Никто не оставит ребенка с колоссальным пробелом в знаниях, потому что это обрекает его на неуспешность в будущем и полную потерю интереса к учебе.

Еще одна резонансная тема – реорганизация образовательных учреждений, их укрупнении, в 2021 году объединили некоторые школы и детские сады. Можно ли уже говорить о промежуточных результатах?

Мы сейчас анализируем деятельность этих образовательных комплексов. Один из них – школа № 13, детские сады № 17 и № 3 – вошел в региональный проект «Preschool», главная цель которого создать преемственность между детсадом и школой. Закуплено новое интерактивное оборудование и проводится капитальный ремонт.

Все дети, имеющие право на поступление в школу № 13, были зачислены в первые классы на следующий год?

Дети из дошкольного отделения комплекса до 1 апреля все были зачислены в первые классы школы № 13, также набор шел и по адресам, прикрепленным к школе. В этом году наибольший ажиотаж первоклассников наблюдался в школе № 12, был всплеск обращений, мы открыли пятый первый класс, все желающие, имеющие право смогут попасть. Острых ситуаций на сегодняшний день нет.

В следующем году есть какие-то планы на объединения и укрупнения?

В настоящее время мы анализируем ситуацию, прежде чем принимать какие-то решения должен пройти подготовительный процесс. Сначала нужно провести анализ, посмотреть предыдущий опыт, провести обсуждение с педагогами, а уже потом выходить к родительским комитетам. Я всегда сторонник диалога и считаю, что во главе любой реорганизации стоит не экономическая составляющая, а ученик и его потребности. Надо понимать, что если в школе в параллели 10-11 классов по одному классу, то ребенок лишается выбора своей образовательной траектории. А в образовательном комплексе в параллели, как минимум, три класса, что дает возможность ученикам выбрать свой профиль. Пока могу сказать одно: в следующий учебный год все образовательные учреждения вступят в действующем статусе.

Какая ситуация со строительством школы в пятом микрорайоне, которую обещают уже десятилетиями?

На данный момент получено подтверждение изменения в госпрограмме по строительству объектов социальной инфраструктуры, строительство школы на 1100 мест перенесено на 2023-2024 года.

Как обстоят дела с ремонтами и оснащениями существующих школ и детских садов? Прошлой зимой были случаи, когда снег и лед с крыши зданий падал на детей. И насколько я понимаю, это произошло из-за того, что просто не были своевременно заключены договора на очистку кровли…

Сейчас все договора заключены, причем их будут закрывать только в конце года, а не как раньше в апреле. И с 1 января уже будут заключены новые договора. Так что сделано все, чтобы избежать прошлых ошибок.

В этом году в президентскую программу капитального ремонта вошли четыре школы (гимназия № 1, школа-интернат на ул. Лесной, помещение школы № 8 на ул. Менделеева, школа № 2) и один детский сад (дошкольное отделение школы № 13). Жуковский – единственный муниципалитет, в котором капитально ремонтируют пять образовательных организаций. На объектах жесткий контроль, представители стройтехнадзора  ежедневно приезжают с проверкой качества работ и соблюдения графика.

К 1 сентября работы будут закончены?

Хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах, поэтому могу сказать одно: работы идут, контроль осуществляется. Мы прилагаем максимум усилий, чтобы следующий учебный год начался для учеников этих школ в отремонтированных помещениях.

Госдума собирается принять закон о продленке, но он рамочный. Решать, в каком именно формате она будет, станут на местах. Какие у нас есть ресурсы?

Я могу сказать, что у нас и сейчас в каждой образовательной организации есть группы продленного дня. Если поступают вопросы, мы индивидуально решаем, бюджетные деньги на группы продленного дня выделяются, но сейчас это, как правило до трех часов дня, работающих родителей это не спасает. Есть такая услуга «присмотр и уход за детьми» до шести вечера на внебюджетной основе, каждая школа организует такие группы по запросам родителей.

Существуют ли какие-то программы по занятиям с детьми в каникулярный период?

Да. Сейчас лицей № 14 участвует в региональном проекте «Умные каникулы», выделены дополнительные средства на так называемую «четвертую четверть». Но это не просто занятия в классах,  часть детей поехали в выездные лагеря на бюджетной основе, часть детей выезжают на бесплатные экскурсии, проводятся дополнительные кружки и мастер-классы, ведется работа над проектами.

Как обстоят дела с питанием в школах? В прошлом году было много обращений от родителей, а потом еще накрыла и пельменной темой…

Я еженедельно во время учебного года выезжала в школы на проверку качества школьного питания, причем без уведомления. Могу сказать, что случаев просроченных продуктов не было, существуют определенные недоработки, но мы оперативно направляли претензии поставщику и он всегда исправлял. Я всегда смотрю соответствие ежедневному меню, качество продуктов и корректирую работу поставщика, он реагирует на наши замечания, мы в постоянном диалоге.

Если говорить о тех же самых пельменях, то в тот день, когда по десятидневному меню в обед подают пельмени, отходов нет вообще. Есть дети, которые не любят пельмени, но есть первое, салат, ребенок все равно голодным не останется. Но большинству пельмени нравятся. тут все зависит от того, к какой еде дома ребенок привык. Точно также на завтрак с кашами, кто их ест дома, тот и в школе не отказывается, а, если дома не кормят кашами, то они и в школе не захотят.

В связи с очередным всплеском патриотизма и настоятельными рекомендациями хочется узнать, в каком режиме у нас будет поднятие флага в школах?

С 1 сентября следующего учебного года планируется поднятие флага под гимн России, это не каждый день, а раз в неделю, по понедельникам. Таким образом мы открываем школьную неделю. На мой взгляд, это хорошая идея, надо знать свой гимн, а поднятие флага воспитывает чувство национальной гордости.

Усилится ли тема патриотического воспитания в образовательном процессе? Введут ли какие-то новые уроки?

Программа воспитания является составной частью каждой образовательной программы, но это реализовывается уже с 1 сентября 2021 года. Ничего нового на данный момент нет. У каждой школы ежегодно утверждается план воспитательной работы, это было всегда, а с 2021 года это сделали неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы.

У меня вопрос про предмет «Основы религиозных культур и светской этики»? А если я не хочу, чтобы мой ребенок посещал эти занятия?

Это часть образовательного процесса, но не надо думать, что на этих уроках пропагандируется какая-то определенная религия, детям дают ознакомительный материал. Иногда я слышу негативные высказывания, когда в школу приходят священнослужители. Но они не призывают к чему-то, а просто в рамках какого-то внеклассного мероприятия или внеурочной деятельности, рассказывают о каких-то общих понятиях, это просветительская деятельность.

То есть, если условно завтра в школу захочет прийти католический священник или раввин, двери школы также будут для него открыты?

Да.

В связи с пандемией популярность приобрело семейное обучение, много ли родителей в Жуковском перешли на такой формат образования детей?

Родители должны понимать, что в этом случае ребенок не числится в контингенте школы и ответственность за освоение основной образовательной программы несет родитель или законный представитель ребенка. Ребенок прикрепляется к школе только на прохождение промежуточной и итоговой аттестации.

Если родители готовы взять на себя такую ответственность, то они должны уведомить Управление образования о переходе на  такую форму обучения. С законодательной точки зрения такой ребенок называется экстерн. Его прикрепляют к школе, которая разрабатывает график аттестации, то есть, родители заранее знают, в какие временные промежутки какие предметы и в какой форме он будет сдавать. При успешной сдаче экзаменов экстерн получает точно такой же аттестат, как и все остальные.

Школа выделяет учебные пособия, но образовательную программу ребенок осваивает самостоятельно. Из 11 886 жуковских  школьников  на семейной форме обучения сегодня находится  71 ребенок.

Последние годы в городском образовании была такая ротация кадров, что в какой-то момент мы уже устали следить за этими перестановками. В ближайшее время не планируется каких-то кардинальных кадровых решений?

Я не сторонник резких движений, тем более в сфере работы с детьми. Я считаю, что на данный момент у нас очень сплоченная команда, мы умеем слушать и главное, слышать друг друга.

 

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут