Сначала решили освоить, затем благоустроить, а потом решили совместить

1750

Хроники благоустройства центрального сквера за 260 млн рублей

Перед началом благоустройства сквера, к проекту которого у жителей возникло множество вопросов,  Общественная палата города пригласила на свое заседание подрядчика и сотрудников администрации, отвечающих за ЖКХ, чтобы попытаться определиться в терминах до начала работ. На совещании было много интересного, и помимо всего прочего пришли к двум положительным моментам. Во-первых, подрядчик обещал не реализовывать сомнительное решение проектировщиков по деревьям в середине сквера, которые бы напрочь убивали изначальную панорамную концепцию жуковского бродвея. А во-вторых,  администрация решила проводить в каждый четверг штаб по благоустройству сквера, чтобы оперативно решать все возникающие вопросы.

9 июня в строительном вагончике на месте бывшего кинотеатра «Звездный» прошло очередное заседания штаба, которое наглядно показало, что важно не только говорить, но и вкладывать в это хоть какой-то смысл, а еще лучше иметь результат.

К 16 часам стали собираться представители, администрации, Общественной палаты, депутаты, жители. Однако подрядчик и проектировщики не спешили, также ждали обещавшего детальное обсуждение заместителя главы по ЖКХ Григория Грибанова. Сначала подошел подрядчик, дав импульс к весьма эмоциональной беседе, с опозданием на 20 минут появился и Григорий Грибанов. За это время все уже успели друг друга обвинить в неспособности вести диалог, перебивая друг друга по поводу и без. «Хочу сразу сказать, что мы готовы еженедельно выслушивать всех, с 16 до 17 часов, как сегодня, просто определю сразу формат», – заявил чиновник, который практически половину отведенного времени уже всем «простил».  После чего попросил протоколы прошлых совещаний и стал их зачитывать, пытаясь определить ответственного и результат. Однако это оказалось не так просто, потому что ни архнадзора, ни проектировщика среди присутствующих в вагончике не оказалось. Не было единства мнений и среди общественности, каждый пытался рассказать свое мнение, что было затруднительно, так как все призывали друга «помолчать».

В результате общение стало сильно напоминать историю строительства Вавилонской башни, однако в двух моментах сошлись практически все: деревьев в центре бродвея быть не должно (чудесным образом обещание данное в самом начале обнулилось в процессе),  и детские площадки в сквере, существенно сокращающие газон, при обилие площадок во всех близлежащих дворах, нецелесообразны. ЖВ совместно с архитектором Людмилой Степчиной разбирались в проекте и его реализации.

Детская площадка как обязательный элемент любой сметы по благоустройству

 «Все лучшее – детям», – под этим лозунгом губернатор Андрей Воробьев сделал детские площадки обязательным элементом любого благоустройства, по поводу и без. Несколько лет назад в одном из узких дворов по ул. Чкалова жители умоляли не ставить детскую площадку, так как в пятиэтажном доме просто не было ни одного ребенка, а пожилым жильцам, которых было большинство, хотелось покоя и тишины. Однако власть была непреклонна в своем желании осчастливить население, пусть даже и тем, от чего так упорно отказывались.

От благоустройства дворов перешли к общественным территориям, и тут без детских площадок не обошлось, причем нескольких, сократив и так небольшие площади газонов. Целесообразность подобного решения вызывает множество вопросов. Дело в том, что в рамках благоустройства близлежащих дворов при щедром федеральном финансировании (в среднем по 30 млн рублей за двор), там оборудовали большие детские городки и спортивные площадки. Зачем нагружать всем этим разнообразием сквер, который всегда считался местом спокойного отдыха в тени деревьев, совершенно непонятно. Хотя сметы многое объясняют. Одну из детских площадок по проекту планируется засыпать щепой из лиственницы, что само по себе спорное с точки зрения норм решение. Но еще интереснее объемы, заложенные в смете – 558 мешков объемом 80 литров.

Если даже вывести за скобки излишнюю расточительность, то остаются нормы по планировке, застройке территорий городских и сельских поселений, в которых указано, что размещать детские площадки нужно не ближе 10 метров к проезжей части. Расстояние от окон общественных и жилых зданий до границ площадок для детей дошкольного возраста не менее 10 метров, младшего и среднего возраста – не менее 20 метров, комплексных игровых площадок (в том числе спортивных) – не менее 40 метров, спортивно-игровых комплексов – не менее 100 метров. Также в условиях запроектированной планировки бульвара сложно соблюсти еще один норматив – у детских площадок должно быть ограждение.

 

Сметы особого значения

Сметы проекта поражают масштабностью и шиком, при этом при просмотре преследует мысль, что сделаны они не под какую-либо концепцию, а исключительно под итоговую сумму. Например, по контуру велосипедной дорожки запроектированы болларды маячковые (заградительные столики) в количестве 345 штук, плюс еще 115 на самом бульваре. Это не считая высоких чугунных боллардов в количестве 170 штук. На часть благоустраиваемого сейчас бульвара запроектировано 33 видеокамеры. В части освещения предлагается установить 32 опоры высотой 10 метров, 60 опор высотой 4,5 метра и 15 опор высотой 3 метра.

Многие решения вызывают вопросы. Например, отмостки у домов, до фасадов которых идет благоустройство, по проекту выполняются из плитки. По бетонной подготовке выполняется гидроизоляция, затем ставится металлический плинтус, фактически образующий корыто, в которое укладывается плитка. Довольно трудоемкое, дорогое решение, не дающее гарантий многолетней эксплуатации. То же самое и с мощением из дорогой плитки с «ценными породами камня» размером 100 шт./м2 и 40 шт./м2. Однако около второй школы уже начали укладывать плитку и она совершенно не подходит ни под размеры, ни под «ценные породы камня». В смету также заложены три уличных стола и девять высоких уличных стульев, уже долгое время никто не может ответить на вопрос, зачем этот колорит в сквере, учитывая, что в близлежащих домах жители даже скамейки спилили, чтобы отвадить веселые компании. Но это странное решение хотя бы реализуется малой кровью бюджета, а вот блок по инфолавкам потянул на 35 млн рублей.

Еще один вопрос, который мучает после прочтения сметы – строка  «демонтаж каркасов одноэтажных производственных зданий».  Здание на бродвее одно, да и то сезонное – это домик, который устанавливают перед новогодними праздниками у памятника Жуковскому. Но его уже и без дорогостоящего благоустройства демонтировали своими силами.

 

Бюджет есть, логики нет

Все четыре этапа благоустройства городского сквера пронизаны идеей сокращения газонов и зеленых зон, увеличение площади твердых покрытий по отношению к существующей вдвое – это варварство, которое необъяснимо с точки зрения городских пространств и элементарной логики. Ширина тротуаров вдоль улицы Маяковского увеличена, естественно за счет газона, скорее всего оставшиеся деревья, некоторые из которых пострадали при раскопках, просто в таких условиях не выживут. Перед школой № 2 газон, отделяющий тротуар от дороги, ликвидировали полностью. Вероятно, для того, чтобы детям было легче выскакивать на дорогу. При этом на широких тротуарах перед магазинами «Пятерочка» и «Красное и белое» по нечетной стороне улицы устанавливаются скамейки.

Одно из проектного решения в рубрике «Озеленение» перечеркивают всю изначальную архитектурную концепцию сквера, который должен быть просматриваемым и панорамным. Дело в том, что деревья из середины бульвара так и не убрали, намереваясь ими все же осчастливить жуковчан. Чиновники в очередной раз пообещали рассмотреть предложение переноса деревьев на газоны, где их почти не осталось. Получилось не слишком убедительно, «обещаем обещать» без реальных действий.

Практически на каждое предложение был простой ответ: «Мы не можем менять проект, он прошел экспертизу». То есть, сначала администрация приняла никому ненужный проект, а потом с сожалением говорит о том, что его изменить нельзя. Проект прошел экспертизу только в части соответствия расценок, принятых в проекте, расценкам, существующих на рынке. Ни объемы, ни соответствие нормативам никто не проверял. Так и получилось «импортных магнитофона – два», причем в нарушение тех самых нормативов.

Реализация проекта также выполняется довольно вольно по отношению к процедуре производства работ

Мы строили, строили, и наконец, достроились… до прокуратуры

После месяца удивления от благоустройства сквера жители города решили обратиться в прокуратуру по поводу нарушений при производстве работ, как официально назвали варварские раскопки в центре города.

Как отметили заявители, при ведении строительных работ должны соблюдаться правила их выполнения, учтенные при разработке раздела проекта организации строительства (ПОС), в котором существуют пункты, обязательные при реализации любого проекта.

Например, ограждение строительной площадки для предотвращения допуска посторонних людей, ограждение должно быть оснащено сигнальными огнями также по периметру ограждения стройплощадки должны быть вывешены знаки и указатели, видимые как в светлое, так и в темное время суток. Ничего этого нет. Также в местах прохода людей через траншеи отсутствуют специальные мостики с перилами, а обязательной специальной стоянки для строительной техники нет, ее просто кидаю там, где закончили вечером работы.

Согласно проекту организации строительства стройплощадка должна быть освещена в ночное время прожекторами, тем более постоянное освещение демонтировали. Выезд со стройплощадки должен осуществляться через специальные ворота, оборудованные мойкой колёс, во избежание загрязнения прилегающих улиц, тем более центра города, также на площадке должен быть оборудован пожарный пост с необходимым оборудованием. А существующие деревья должны быть защищены коробами от случайных повреждений, у многих деревьев при выкапывании траншей обрубили корни, несколько из них уже засохли.

«Такая ситуация неприемлема с точки зрения жителей города, особенно жилых кварталов, прилегающих к зоне реконструкции, – отмечено в заявлении – В чью пользу проводится  экономия, за которую жители могут заплатить своим здоровьем? Техника, стоящая открыто в вечернее и ночное время может спровоцировать не только подростков. Кем и зачем создана эта провокация? Может ли администрация города рассчитывать на полную законопослушность населения в условиях, когда чиновники, ответственные за надзор над проведением работ не замечают явных нарушений. На заседании штаба было сказано, что организацию для ведения авторского надзора ещё ищут. А работы уже идут. Заполнение журнала авторского надзора “задним числом” тоже является действием противозаконным. Фальсификация, подделка документов, на которую в администрации города опять готовы закрывать глаза?».

Насколько оперативно прокуратура рассмотрит заявление жителей города, и главное,  насколько велико будет желание надзорного органа восстановить законность, неизвестно. Но пока в сквере идут работы по проекту без раздела о мерах сохранения объекта культурного наследия памятника Н.Е. Жуковскому, а раздел проекта организации строительства на бумаге существует, но к действительности не имеет никакого отношения.

Как впрочем, все это благоустройство не имеет никакого отношения к улучшению качества жителей Жуковского.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.