Разруха не в наукоградах, а в головах

1781

9 июня в Подмосковье отмечают День наукоградов, так постановила в марте 2021 года Мособлдума. В Московской области находятся 8 из 13 наукоградов России, в том числе и Жуковский. Со временем смысл статуса распылился, но гордость осталась, мы все также готовы совершить рывок, но вот с финансированием проблемы: бюджеты секвестируют в пользу сомнительного благоустройства, и правительству Московской области не важно, наукоград это или нет. А местные чиновники давно привыкли выполнять указания сверху, а не наказы жуковчан.

В этом году исполнилось 15 лет со дня присвоения правительством России статуса наукограда Жуковскому. 29 января 2007 г. в России на два наукограда стало больше: премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановления за № 52 и № 53 о присвоении статуса наукограда подмосковным городам Троицку и Жуковскому соответственно. Научный центр аэрокосмической промышленности России стал 12-м «официальным» наукоградом в стране. С огромными планами, которые принялись реализовывать уже через год.  Президентскими Указами от 20 февраля 2008 г. № 217 и от 5 октября 2009 г. № 1113 был создан Национальный центр авиастроения (НЦА). Также в феврале 2009 г. между правительством Московской области, ОАК и государственной корпорацией (ГК) «Ростехнологии» было подписано тройственное соглашение, предусматривавшее создание в Жуковском НЦА. Время показало, что проект по созданию НЦА имеет мало чего общего с развитием научно-технической базы отечественной авиационной науки, что НЦА – это в основном девелоперский проект, в реализации которого преимущественно были заинтересованы строительные компании и те, кто имеет долю в строительном бизнесе. При этом не федеральный проект инвестировал в город, а наоборот: нищенский муниципальный бюджет предоставлял льготу на земельный налог в интересах будущего развития. Развития не случилось, а вот льгота в 75% просуществовала несколько нет и даже в последние кризисные годы льготу сократили лишь до 50%.

Насколько же мы развились в эти 15 лет в сфере авиационной науки и техники? Через пять лет после присвоения статуса наукограда, во имя развития науки вырубили часть реликтового цаговского леса. Правда, потом оказалось, что лес рубили под дорогу, о целесообразности которой спорят до сих пор, а побочный эффект наблюдают все жители наукограда, в особенности те, кто живет на ул. Туполева. Из бюджета на эту дорогу, которая в конечном итоге опять упирается в «бутылочное горлышко», потрачены миллиарды рублей, подрядчик выбран проверенный, а главное близкий к вертикали власти. Про науку сразу после вырубки забыли, решили ударить по теме инфраструктуры, десять лет нам рассказывают, как через Жуковский можно будет пролетать в Раменское за несколько минут, однако третий год мы стоим в пробках, лелея себя надеждой на светлое будущее.

После цаговского леса под штаб-квартиру ОАК, опять же в целях развития отечественной авиационной науки, вырубили еще часть леса за площадью Громова. Долго возводили стеклянное здание с бассейном на нижнем этаже. Планы были масштабные – перевести в «стекляшку» в Жуковском все конструкторские бюро из Москвы, создав кластер научной мысли. На это ушло еще несколько миллиардов. Однако на финальной стадии работ выяснилось, что переезжать в наукоград из столицы никто не собирается, уже практически готовый объект бросили за ненадобностью, он стал никому не нужным чемоданом без ручки.

Когда масштабные федеральные и региональные проекты закончились, решили покреативить на местном уровне. Тут, конечно, и труба пониже и дым пожиже. Остановили на наукарте, так как уже было не до самолетов и развития авиации. «Наукарта позволит получать бонусные баллы за участие в волонтерских и благотворительных акциях, мероприятиях по благоустройству и улучшению городской среды, научных и спортивных мероприятиях, опросах по различным вопросам городской жизни, рапортовала администрация города в начале 2021 года. – Баллы можно будет потратить на приобретение билетов на мероприятия учреждений культуры, частичную оплату коммунальных услуг или проезда в общественном транспорте, на дополнительные скидки и специальные предложения от партнеров программы – местных организаций сферы услуг, торговли и общественного питания. Также со временем в карту будут вшиты и другие возможности: по ней можно будет зайти в свой подъезд, приложив к домофону, посещать спортивные залы, бассейны, библиотеки, учреждения образования родителями и учащимися, оплачивать питание в школах и многое другое».  С этой шедевральной идеей Жуковский даже стал лауреатом федерального конкурса «Лучшая муниципальная практика», который прошел в пятый раз, в номинации «Модернизация городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений («Умный город»)». Городу даже обещали выделить 20 млн рублей на развитие нанотехнологий.

В 2022 году наступил очередной форсмажор, обещания и финансирования обнулили, оставив два миллиона рублей, которые за неимением лучшего применения решили «прогулять» на конференцию, где в очередной раз  между кофе-брейками и фуршетами обсудят, «как наши корабли будут бороздить космические просторы».

Пожалуй, это все, чего добился Жуковский в статусе наукограда. Грандиозные планы по развитию авиационной науки и техники превратились в наукарту с функционалом, который уже давно используют в обычных городах, и электронный муниципалитет в сфере городского хозяйства, который еще в стадии реализации, на что периодически из муниципального бюджета выделяют транши, никак не влияющие на городское хозяйство.

Лично мне нравится статус наукограда. Во-первых, это хотя бы напоминает о славном прошлом нашего города, а во-вторых, является хоть какой-то гарантией, что мы не войдем в состав Раменского г.о. И других достижений у меня для вас нет.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.