Серийное производство самолетов в России в первом полугодии 2022 г.

4107

На отечественных авиазаводах к проблемам поставки комплектующих и нехватки квалифицированного персонала прибавилась проблема обслуживания станочного парка импортного производства

ВТС Ил-76МД-90А

В конце нынешнего мая на Ульяновском авиазаводе «Авиастар» выкатили из цеха окончательной сборки десятый серийный модернизированный военно-транспортный самолет (ВТС) Ил-76МД-90А (заводской № 0209). Считается, что это второй построенный в 2022 г. военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А (регистрационный № RF-78664). Машину перекатили на Летно-испытательную станцию (ЛИС) авиазавода.

В конце прошлого года планировалось передать на ЛИС Ил-76МД-90А (№ 208). Однако 208-ю машину выкатили из цеха окончательной сборки только в середине января 2022 г. Подняли первый раз в воздух этот Ил-76МД-90А (бортовой № RF-78663) 16 марта. 208-ую машину считают первой построенной в 2022 г. ВКС России этот самолет передали 22 апреля текущего года.

Серийная машина Ил-76МД-90А (№ 209) – это четвертый модернизированный ВТС Ил-76МД-90А, собранный с помощью новой поточной линии сборки ПЛС-76, которую запустили в эксплуатацию на «Авиастаре» в октябре 2019 г. На официальном уровне заявлено, что конструктивно-технологическая отработка сборки изделий на ПЛС-76 пройдет на трех серийных самолетах Ил-76МД-90А (машинах №№ 206, 207 и 208). Сейчас в цехе окончательной сборки находится машина № 210.

Для предприятия «Авиастар» одной из главных проблем сейчас является кадровая. Необходимо набрать для авиазавода более тысячи новых работников. Сейчас предлагается решать эту проблему путем привлечения жителей близлежащих от Ульяновска населенных пунктов, которых утром привозили бы на авиазавод на автобусах, а вечером отвозили обратно.

Этот вопрос широко обсуждается в социальных сетях в Ульяновске. Предлагают решать кадровую проблему таким путем потому, многие жители микрорайона Авиастроителей, расположенного в восточной части Заволжского района Ульяновска и правобережной части поволжского города, не хотят связывать свою судьбу с «Авиастаром» из-за низкой заработанной платы.

Генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь на официальном сайте корпорации признал проблему нехватки квалифицированных кадров на предприятиях отрасли как одну их главных. На сайте ОАК приводятся тезисы выступления Ю.Слюсаря на заседании Экспертного совета в Госдуме. Юрий Борисович, в частности, сказал, что «кадровый вопрос будет нарастать, и он не исключает, что без адекватного ответа он может стать препятствием для стабильного развития отрасли».

Региональный авиалайнер «Суперджет-100»

В текущем году по состоянию на 31 мая 2022 г. построено 5 новых самолетов «Суперджет-100» и заказчикам поставлено 5 машин (с авиазавода и со «склада»). Сейчас в России летают около 170 машин марки «Суперджет».

По данным аналитической компании Cirium (Англия), самолеты марки «Суперджет-100 (SJ-100)», находящиеся в парках российских авиакомпаний, весной нынешнего года стали летать больше: они выполнили суммарно около 14 тыс. рейсов в месяц. Ранее все «Суперджеты» вместе взятые не выполняли и 10 тыс. рейсов в месяц. При этом следует учесть, что авиаперевозки в России в апреле 2022 г. сократились на 30% (суммарно перевезено немногим более 5 млн. человек).

Сейчас осуществляется программ по созданию перспективного авиалайнера SSJ-New. Это новая модификация российского регионального самолета «Суперджет-100» (Superjet-100) с максимальным импортозамещением компонентов и систем. Планер первого опытного образца машины SSJ-New (№ MSN 97001) уже построен на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. К осени самолет должен поступить в цех окончательной сборки. Первый полет должен состояться в 2023 г. Всего планируется построить три опытных образца самолета SSJ-New, предназначенные для летных испытаний, а также один планер самолета для статических и ресурсных испытаний.

Как считают эксперты, в частности, исполнительный директор сетевого издания aviaport.ru Олег Пантелеев, в нынешнем году произойдет замедление темпов серийного производства самолетов по причине станочного парка авиазаводов, в котором задействовано большое количество станков и обрабатывающих комплексов иностранного производства.

В частности, при строительстве регионального авиалайнера «Суперджет-100» на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре используется автоматический стенд стыковки отсеков фюзеляжа (Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф-5) производства германской компании Broetje-Automation («Бротье Аутоматик»).

Стенд существенно упрощает процесс нивелировки отсеков фюзеляжа самолета. На выставление только одного из пяти раньше требовалось до трех дней. Теперь весь процесс занимает один день. Сведение отсеков происходит автоматически с использованием компьютера. Всеми действиями с пульта управления руководят два оператора. Занятые на стенде сотрудники авиазавода прошли обучение у специалистов компании «Бротье Аутоматик» и получили соответствующие сертификаты на обслуживание и эксплуатацию оборудования, которому нужны запчасти и ремонт в процессе эксплуатации.

В начале июня вице-премьер правительства Юрий Борисов сообщил в СМИ, что в 2022 г. на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре намечено выпустить 10 самолетов «Суперджет-100» (SJ-100), а в 2023 г. объемы поставок новых SJ-100 снизятся. Напомним, что в 2021 г. было построено 12 новых серийных «Суперджетов».

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут