И в шутку, и всерьез про склероз. Зрительские заметки.

1968

28 и 29 мая в драматическом театре «Стрела» прошла премьера спектакля «Селфи со склерозом».

Премьерный спектакль театра, который я посмотрела в малом зале, можно назвать спектаклем-исповедью. Главная героиня, 87-летняя Майя Михайловна, весь спектакль рассказывала нам о своей жизни. Можно сказать, что это моноспектакль, ведь те, с кем она ведет диалог «здесь и сейчас», не существуют в реальности, они — воспоминания или грезы. Хотя по форме своей это не моноспектакль, автор пьесы, Александр Володарский, придумал и других действующих лиц, органично вписанных в одинокую жизнь Майи Михайловны. Пьеса, как говорит режиссер спектакля, заслуженный работник культуры РФ Наталья Ступина, многопластовая. И после просмотра эти «пласты» для нас все больше и больше снимаются, раскрываются. Спектакль не только смешной, и не только грустный, он заставляет думать о собственной жизни, об одиночестве и иллюзорной радости, о «невыносимой легкости бытия». В этом большая заслуга сложной и умной режиссуры Натальи Ступиной и, пожалуй, самой лучшей, самой многогранной в творческой биографии на сегодняшний день, роли заслуженной артистки Московской области Ольги Андриановой, исполняющей роль Майи Михайловны.

У Майи Михайловны склероз. Не будем вдаваться в медицинские подробности, так или иначе, здесь имеется в виду старческий склероз или старческая бытовая забывчивость. Но этот склероз неоднозначен. Человек не помнит, куда положил очки минуту назад, зато помнит, как звали мальчика, с которым жил по соседству семьдесят лет назад. Считается, что в старческом возрасте постепенно исчезает чувство юмора, человек гипертрофированно обижается. Наша Майя Михайловна — полная этому противоположность, и чувство юмора у нее отменное, здоровое. Своими, как будто случайно брошенными репликами она веселит весь зал. Хотя она более других одинока. И, прежде всего, потому что у нее никого нет: ни семьи, ни мужа, ни детей, ни даже домашних питомцев. Но есть склероз. Склероз – персонаж, которого очень естественно играет харизматичный молодой Юрий Бут. Парадоксально, что Склероз не мешает жить пожилой пенсионерке, а, наоборот, помогает. Они дуэтом существуют в одной квартире, завтракают и т. п., Склероз — прекрасный собеседник. В диалогах с ним Майя Михайловна вспоминает все яркое и лучшее, что с ней было.

В спектакле, поставленном большим мастером — Натальей Николаевной Ступиной — прекрасно сочетаются миры: бытовая реальность и воплощенные воспоминания. Что такое воспоминания героини? Это бумажно-целлюлозный комбинат, на котором она проработала всю жизнь. И трое мужчин. Один из них — соседский мальчик Оська, второй — грузинский экскурсовод Арчил, к которому возникла симпатия во время профсоюзной поездки, и третий — любовь всей жизни — Есафов Вениамин Ионыч, чье ФИО зрители слышат во время спектакля помногу раз как рефрен. Никакого романа у героини с Есафовым так и не случилось, потому что у того была жена и дети. Всех трех мужчин блестяще исполняет Андрей Ситник.

«Целлюлозно-бумажный для страны очень важный…» — патриотический гимн своего комбината, восторженно выкрикиваемый героиней, вызывает смех в зрительном зале, потому что этот пафос советских времен и умилителен, и смешон, а многие в зале вспоминают свою молодость. И именно под этот гимн «возникает» любовь всей жизни Майи Михайловны — ее начальник Есафов. Он тоже ей подпевает. Когда оживает любовь — Склероз тактично уходит на время. Мы, зрители, видим счастливую и помолодевшую Майю Михайловну, которой настоящий Есафов дарит ландыши. Зрители будто ждут сами этих цветов. Ландыши возникают и визуально, и в виде знаменитой песни «Ты сегодня мне принес не букет из алых роз…». Счастьем цветет Майя Михайловна, счастьем цветут зрители. Но от прошлого счастья остаются одни фотографии, а в нынешнее время — селфи, когда человек сам себя фотографирует. В самом понятии «селфи», согласитесь, тоже есть оттенок одиночества. Но наша героиня делает селфи со своим Склерозом, значит, есть надежда, что она не совсем одинока.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут