Новые отечественные двигатели для вертолетов на выставке «ХелиРаша-2022»

964

В столичном выставочном центре(ВЦ) «Крокус Экспо» с 19 по 21 мая прошла 15-я Международная выставка вертолетной индустрии «ХелиРаша-2022» (HeliRussia 2022)

В условиях жестких санкций крупнейшие вертолетостроительные компании Запада на вертолетную выставку в Москву не приехали. В ВЦ «Крокус Экспо» было представлено около 60 компаний на ежегодном вертолетном салоне. Выставка получилась преимущественно российской.

Сейчас главной темой для отечественной вертолетостроительной отрасли является скорейшее создание двигателей для российских вертолетов и развертывание их полномасштабного серийного производства. Соответственно, к проектам по разработке перспективных вертолетных двигателей у посетителей выставки был повышенный интерес.

Во время ежегодного вертолетного форума была распространена информация о ходе реализации программ по созданию перспективных турбовальных двигателей (ТВД) для отечественных вертолетов. В частности, предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) проводят работы по разработке и адаптации двигателя ВК-650В для ремоторизации серийно выпускаемых легких многоцелевых вертолетов марки «Ансат» и Ка-226Т. В нынешнем году будут продолжены стендовые испытания опытных образцов унифицированного ТВД ВК-650В. Также в текущем году предстоит изготовить натурные макеты ТВД и установить их на вертолете для проверки компоновки систем, в следующем 2023 г. планируется поставить опытные образцы двигателей для летных испытаний и начать их. В 2024 г. планируется получить сертификат типа на ТВД ВК-650В.

АО «ОДК» начало работы по разработке ТВД ВК-650В в классе мощности 500-600 л.с. в 2019 г. Головным разработчиком двигателя является петербургская компания «ОДК-Климов». Двигатель-демонстратор был создан в 2020 г., первый запуск двигателя-демонстратора с розжигом камеры сгорания состоялся в январе 2021 г. Также в прошлом году был изготовлен первый опытный образец двигателя.

АО «ОДК-Климов» также одновременно ведет работы по созданию ТВД ВК-1600В для установки на многоцелевых вертолетах с взлетной массой 4-8 т, в частности, для вертолета средней грузоподъемности Ка-62 и легких пассажирских и грузовых региональных самолетов. Мощность ТВД ВК-1600В на взлетном режиме составляет 1400 л.с., а на режиме повышенной 2,5 минутной мощности при отказе одного двигателя – 1750 л.с. Двигатель-демонстратор ВК-1600В можно было увидеть на стенда экспозиции АО «ОДК» на выставке «ХелиРаша-2022». Работы по мотору ВК-1600В начались в 2018 г. Договор на проведение опытно-конструкторских работ по разработке ТВД ВК-1600В был заключен с АО «ОДК-Климов» в марте 2019 г.

По утверждению разработчиков мотора, по результатам инженерные испытания подтвердили соответствие двигателя характеристикам первого этапа доводки. На середину мая нынешнего года на испытательном стенде компании «ОДК-Климов» было выполнено 25 запусков двигателя-демонстратора ВК-1600В. Зафиксированы устойчивая работа компрессора, стабильный розжиг камеры сгорания, соответствие уровня вибраций установленным нормам. В ходе стендовых испытаний двигателя-демонстратора ВК-1600В был проведен комплекс опытных работ: отладка запуска двигателя; проверка совместного функционирования узлов и систем на различных режимах; оценка соответствия полученных параметров техническому заданию на изделие.

Завершение стендовых испытаний двигателя-демонстратора ВК-1600В запланировано на 2022 г. В нынешнем году планируется изготовить опытные образцы для сертификационных испытаний. Оформление сертификата типа на ТВД ВК-1600В запланировано на 2024 г.

Во время работы выставки «ХелиРаша-2022» первый заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России» Равиль Хакимов сообщил, что в 2023 г. российские двигатели будут установлены на опытные образцы, предназначенные для летных испытаний, двухдвигательных вертолетов «Ансат», Ка-226T и Ка-62. «Работы по импортозамещению получили наивысший приоритет», – сказал Р.Хакимов.

Сейчас эти вертолеты летают с зарубежными моторами. Иностранные компании прекратили поставку ТВД и их техническую поддержку в России в конце февраля нынешнего года после начала СВО частей Вооруженных сил РФ в Украине.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"