На фоне международных санкций, приведших к ограничению использования российскими авиакомпаниями воздушных судов иностранного производства и запрету на осуществление полетов в страны Европы, аэропорт Жуковский демонстрирует рост показателей. На текущий момент здесь ежедневно обслуживается от 20 до 30 рейсов (примечание: в два раза больше объема операций в конце 2021 года). Соответствующим образом вырос и пассажиропоток, составляющий в мае более 30 000 пассажиров в неделю, что максимально приближается к показателям «докризисного» 2019 года.

Основой роста в сложный для всех участников отрасли период стали своевременно предпринятые шаги по реорганизации структуры управления управляющей компании аэропорта — АО «РАМПОРТ АЭРО», предпринятые в первые месяцы кризиса менеджментом аэропорта под руководством нового генерального директора Евгения Солодилина и успешная работа с авиационными партнерами.

Оптимизация системы управления

Вплоть до недавнего времени Жуковский, как и большинство других международных аэропортов, обладал сложной внутренней структурой, в которой различные юридические лица управлялись и действовали в значительной мере
самостоятельно. В ответ на текущие вызовы было принято решение пойти по пути консолидации ресурсов холдинга.

Ранее независимая компания «БГС рус» — оператор наземного обслуживания с участием иностранного капитала — полностью переведена в состав «РАМПОРТ АЭРО». На базе организации создана 100% российская компания «ЖИА СЕРВИС», наделенная функциями единого органа управления аэропортом и ставшая центром реорганизации. В штат компании переведена большая часть производственного и управленческого персонала материнской компании «РАМПОРТ АЭРО» и оператора грузоперевозок «ЖИА КАРГО». Таким образом, при сохранении формального разделения на пассажирские/грузовые перевозки и организацию наземного обслуживания, все ресурсы холдинга оказались объединены в едином финансовом механизме, находящемся под общим управлением. В обновленной структуре «РАМПОРТ АЭРО» полностью исключено
иностранное участие (примечание: часть акций в различное время принадлежала фондам, зарегистрированным на Кипре и в Нидерландах).

Предпринятые меры позволили аэропорту сократить цепочку принятия решений, повысить прозрачность управления и упростить взаимодействие с авиакомпаниями.

Евгений Солодилин
назначен на пост генерального директора АО «РАМПОРТ АЭРО»
в конце февраля 2022 года.

Начиная с этого момента взял на себя фактическое управление всеми предприятиями холдинга. В качестве первого вопроса, решение которого необходимо осуществить в условиях кризиса, обозначил работу по оптимизации системы управления предприятием, недопущению сокращения размера заработной платы персонала и привлечению к партнерству авиакомпании, способной обеспечить максимальное расширение маршрутной сети в сложившихся обстоятельствах.

Пассажиропоток

Первым итогом проведенной работы стало значительное расширение партнерства аэропорта с авиакомпаниейRED WINGS, развивающей программу международных полетов на воздушных судах «Sukhoi Superjet», производимых в России ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» и не подпадающих под ограничения сервисного обслуживания и риск ареста по прибытии в иностранные аэропорты. Преимуществом Жуковского в этой связи является и то, что обслуживание российской авиатехники может осуществляться на месте — на базе «ГСС» аэродрома Раменское.

Активный разлет в страны СНГ сохраняется и в расписании второй партнерской авиакомпании — «Уральские авиалинии». На сегодняшний день полеты из Жуковского осуществляются по большинству доступных для среднемагистральных самолетов направлений, включая города Турции, Египта, Израиля, Армении, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. На запрос редакции в аэропорте сообщили, что авиакомпании работают над дальнейшим расширением маршрутной сети
в рамках летнего расписания 2022 года.

Текущие результаты работы позволяют говорить о преодолении пика кризиса. В частности, рост пассажиропотока в марте-мае 2022 года составил 155% процентов к показателям аналогичного периода 2021 года (работа в условиях коронавирусных ограничений). По сравнению с концом 2021 (сняты ограничения на многие популярные направления) показатели выросли на 37%.

Таким образом, на сегодняшний день Жуковский является единственным аэропортом Московского региона и одним из немного аэропортов России, где показатели не сокращаются, а, напротив, растут. В отличие от многих авиагаваней и авиакомпаний, в апреле-мае объявивших о консервации части техники и площадей и переводе персонала в режим простоя, в Жуковском продолжается набор сотрудников и рассматривается вопрос индексации зарплат производственных служб.

К настоящему моменту времени в составе предприятий холдинга, на базе смежных предприятий неавиационной коммерции и государственных контролирующих органов создано 800 высокооплачиваемых рабочих мест. Налоговые и социальные отчисления в бюджеты различных уровней за 2019–2021 гг. составили около 780 млн рублей.

Снижение кредитной нагрузки

В качестве дополнительной меры обеспечения финансовой стабильности холдинга менеджментом аэропорта проведены успешные переговоры с иностранными кредиторами. По действующим кредитным обязательствам, составляющим около 3 млрд рублей (примечание: получены и использованы компанией в 2014–2016 гг. на стадии развития начальной наземной инфраструктуры), достигнута договоренность о заморозке начисления процентов на сумму основного долга на срок 8 лет, что позволит сосредоточить усилия на решении текущих задач развития аэропортового комплекса.

 

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.