19 мая прошли публичные слушания по исполнению бюджета прошлого года. Сама по себе процедура довольно абсурдна: бюджет исполнили, а теперь давайте поговорим, выслушаем пожелания и предложения. Но такова норма закона, поэтому власть и общество реализовали эту бессмысленную идею: первые презентовали исполнение бюджета в цифрах и процентах, а вторые пришли послушать в количестве шести человек.
Общий объем доходов в прошлом году составил 4 млрд 110 млн 800 тысяч рублей, расходов – 3 млрд 831 млн 100 тысяч рублей. Впервые за несколько лет бюджет г.о. Жуковский оказался профицитным – на 279 млн 700 тысяч рублей. Муниципальный долг составил 347 млн 700 тысяч рублей. При этом на территории города в 2021 году собрали налогов на общую сумму в 16 млрд 582 млн 100 тысяч, но только 12% от этой суммы (2 млрд 17 млн 800 тысяч рублей) осталось в городской казне. В федеральный бюджет ушло 6 млрд 951 млн 700 тысяч рублей, в региональный – 7 млрд 612 млн 600 тысяч рублей. При этом в структуре расходной части бюджета соотношение поступлений из различных бюджетов в корне меняется: из федерального бюджета – 2,7% (84,3 млн рублей), из регионального бюджета – 41% (1 млрд 579 млн 200 тысяч рублей), из местного – 57% (2 млрд 167 млн 600 рублей). То есть, отдаем мы намного больше, чем нам возвращают, и это лучшая наглядная иллюстрация местного самоуправления, которого нет.
Больше всего средств поступило по НДФЛ – 968 млн 421 тысяча рублей и по земельному налогу – 433 млн 961 тысяча рублей. Крупнейшие плательщики по НДФЛ – ЦАГИ, НИИП, ЛИИ, ООО «НИК», Жуковская ГКБ, ПАО «Ил», ЭМЗ им. В.М. Мясищева, Корпорация «Иркут», «МНИИ «Агат» и ЦНТУ «Динамика».
Все расходы бюджета проходят через муниципальные программы. Самая финансово емкая – образование (2 млрд 69 млн 800 тысяч рублей). Наименее финансово емкие – те, полномочия по которым уже давно перешли в область, например «Здравоохранение» (5,1 млн рублей) или «Градостроительство» (6,4 млн рублей).
Половина всего городского бюджета израсходовали на программу «Образование». Дошкольное образование обошлось казне в 710,4 млн рублей, общее образование – в 1 млрд 233,6 млн рублей, дополнительное образование, воспитание и психолого-социальное сопровождение детей – в 41,8 млн рублей. Обеспечивающая подпрограмма оценена в 84 млн рублей (административные расходы и мероприятия).
На муниципальную программу «Культура» было выделено 353 млн рублей, в два раза больше, чем в 2020 году. 166,5 млн рублей ушло на образование в сфере культуры, 38,6 млн рублей – на развитие библиотечного дела, 126 млн рублей – на развитие профессионального искусства, гастрольно-концертной и культурно-досуговой деятельности, кинематографии, 10,4 млн рублей – на развитие парка культуры и отдыха, 5,4 млн рублей – на развитие музейного дела, 1,7 млн рублей – на развитие архивного дела. Также 3,5 млн рублей были израсходованы по обеспечивающей подпрограмме (городские мероприятия).
Муниципальная программа «Формирование современной комфортной среды» обошлось бюджету в 334,2 млн рублей, что в два раза больше, чем в 2020 году. 207,7 млн рублей потратили на благоустройство территорий, 112,1 млн рублей – на подпрограмму «Комфортная городская среда», 14,4 млн рублей – на создание комфортных условий для проживания в многоквартирных домах.
284,8 млн рублей потратили в прошлом году на реализацию программы «Управление имуществом и муниципальными финансами», что на 16,5 млн больше, чем в 2020 году. Обеспечивающая подпрограмма, которая включает в себя содержание чиновников администрации и части сотрудников муниципальных предприятий, была реализована за 234 млн рублей. Развитие имущественного комплекса реализовали за 35,2 млн рублей, управление муниципальными финансами – за 15,6 млн рублей.
Расходы по муниципальной программе «развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» оценили в 149 млн рублей, что на 35,3 млн рублей больше, чем в 2020 году. Из них 86,9 млн рублей потратили на подпрограмму «Дороги Подмосковья», 55,5 млн рублей – на обеспечивающую подпрограмму, в рамках которой профинансированы работы МБУ «Центр дорожного хозяйства, благоустройства и озеленения» по содержанию и ремонту дорог местного значения. 7,2 млн рублей было потрачено на подпрограмму «пассажирский транспорт общего пользования».
Еще одна крупная муниципальная программа – «Спорт» – была профинансирована на 142,8 млн рублей. На развитие физической культуры и спорта – 48,9 млн рублей, на подготовку спортивного резерва – 93,9 млн рублей.
Муниципальную программу «Развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности» профинансировали на 101,3 млн рублей, что на 35,5 млн рублей больше, чем в 2020 году. 48,3 млн рублей потратили на подпрограмму «Чистая вода», 30,6 млн рублей – на подпрограмму «Создание условий для обеспечения качественными жилищно-коммунальными услугами», 20 млн рублей – на системы водоотведения, 1,8 млн рублей – на повышение энергетической эффективности, 600 тысяч выделено по обеспечивающей программе на содержание административной комиссии.
Реализация программы «Цифровое муниципальное образование» обошлась бюджету в 89 млн рублей: 82,1 млн рублей – снижение административных барьеров, повышения доступность предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе МФЦ, 6,9 млн рублей – развитие информационной и технологической инфраструктуры.
Муниципальную программу «Безопасность населения» реализовали за 75 млн рублей. 46,5 млн рублей направили на реализацию подпрограммы «Снижение рисков возникновения и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», 21,5 млн рублей – на подпрограмму «Профилактика преступлений и иных правонарушений», 3,6 млн рублей на обеспечение пожарной безопасности, 3 млн рублей – на развитие и совершенствование систем оповещения и информирования населения и 400 тысяч рублей – на обеспечение мероприятий гражданской обороны.
Исполнение муниципальной программы «Социальная защита населения» было оценено в 54,1 млн рублей. Из них 36,6 млн рублей пошло на социальную поддержку граждан, 600 тысяч рублей – на развитие и поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, 15,9 млн рублей – на развитие системы отдыха и оздоровления детей, 1 млн рублей – на обеспечение доступной среды для людей с ограниченными возможностями.
Муниципальная программа «Предпринимательство» профинансирована в размере 43,4 млн рублей, из них 42 млн рублей потрачены на подпрограмму «Инвестиции» и 1,4 млн рублей – на подпрограмму «развитие малого и среднего предпринимательства.
На развитие институтов гражданского общества, молодежную политику и повышение эффективности местного самоуправления потратили 39,5 млн рублей, в том числе 18,7 млн рублей по подпрограмме «Молодежь Подмосковья», 8 млн рублей по подпрограмме «Эффективное местное самоуправление», 5,5 млн рублей – на развитие системы информирования населения по деятельности органов местного самоуправления. Обеспечивающая подпрограмма за 7,3 млн рублей включила в себя расходы на воинский учет и перепись населения.
На программу «Жилище» выделили 39,3 млн рублей, что на 14,7 млн рублей больше, чем в 2020 году. 24,1 млн рублей потратили на обеспечение жильем детей-сирот, 7,9 млн рублей – на обеспечение жильем молодых семей, 6,1 млн рублей на комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства и развитие застроенных территорий. На 1,2 млн рублей профинансировали подпрограмму «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
Муниципальная программа «Строительство объектов социальной инфраструктуры» подорожала по сравнению с 2020 года в три раза. Все средства по данной программе – 11,4 млн рублей потратили на реконструкцию объектов образования
Программа «Развитие сельского хозяйства», как и все предыдущие годы, включает в себя лишь обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия за 800 тысяч рублей.
Также стандартно исполнили и программу «Экология и окружающая среда» за 3,2 млн рублей, из которых 3 млн рублей пошли на развитие лесного хозяйства (муниципальное задание МБУ «Центр дорожного хозяйства, благоустройства и озеленения»), 200 тысяч на охрану окружающей среды.
Публичные слушания прошли, чиновники отчитались по исполнению бюджета прошлого года, жители в очередной раз предложили обсуждать целесообразность трат до, а не после. И разошлись до следующих публичных слушаний, которые для одних неизбежность, носящая рекомендательный характер, а для других – возможность высказать свое мнение так, чтобы его обязаны были выслушать.