Бедные, но глупые

1870

Сразу после майских праздников, во время которых мы в очередной раз победили везде и всех, компания Siemens опубликовала заявление, в котором говорится, что она покинет российский рынок в результате событий на Украине.

После начала военной операции России компания приостановила все новые операции и международные поставки в РФ и Белоруссию. Международные санкции и потенциальные контрмеры влияют на деятельность компании в России, в частности, на железнодорожное обслуживание и ремонт. Исполнительный директор компании Роланд Буш подтвердил, что Siemens решила уйти из России. «Мы осуждаем войну в Украине и решили провести упорядоченный процесс, чтобы свернуть нашу промышленную деятельность в России. Это было непростым решением, учитывая нашу обязанность заботиться о наших сотрудниках и давние отношения с клиентами на рынке, на котором мы работаем уже почти 170 лет». Такое решение не стало сюрпризом, ведь Siemens еще в начале марта объявила о приостановке всех новых операций и поставок в Россию.

Армия ботов за бюджетный счет совместно с людьми, которые отстали от биографии немецкого концерна лет на 25, выдвинули аналитику в формате «проживем и без их телефонов». Не хочется разочаровывать наивных граждан (боты, вероятно, это знают, так как работают не по убеждению, а за материальное вознаграждение), но «прожить» придется без многого. Ударит оно больно и по всем. Одних только сотрудников компании в нашей стране 2,7 тысячи человек — их дальнейшая судьба под вопросом. Сам Siemens может понести убытки в размере € 600 млн.

История взаимоотношений немецкой компании Siemens с Россией началась в 1851 году. Тогда был заключен контракт на поставку 75 стрелочных телеграфных аппаратов для строящейся линии Москва — Санкт-Петербург. То есть Siemens пришел в Россию при Николае I, пережил 11 правителей, изоляцию и многое другое, однако не смог пережить «стабильности» в исполнении Владимира Путина.

Уже к вечеру 12 мая было опубликовано заявление концерна, что он не сможет исполнять договорные обязательства перед РЖД и расторгнет договоры на сервисное обслуживание, в том числе поездов «Сапсан». Также не будет новых «Сапсанов». В 2019 году между РЖД и Siemens был заключен контракт на поставку 13 поездов, из них получено только 4. Дальнейшие поставки с 22 марта прекращены, теперь сворачивается и техобслуживание. Соответственно «Сапсанов» будет становиться все меньше и меньше, про быстрые и комфортные поездки между Москвой и Питером можно забыть. Несмотря на заявление РЖД, что цены на билеты будут сдерживать любой ценой, исходя из опыта прошлых войн, с ростом цен победителями мы опять не станем. По всей вероятности, на очереди поезда «Ласточка». Их делает завод «Уральские локомотивы», который является совместным предприятием Siemens и местной «Синары». Уровень российской локализации — 86%.

Помимо комфортных поездов, можно попрощаться с качественным промышленным оборудованием, медицинскими и контрольно-измерительными приборами, бытовой техникой, слуховыми аппаратами, информационными системами, автомобильными комплектующими. Это уже не просто «телефоны» а то, чем миллионы россиян пользовались постоянно.

Техника, производимая Siemens, была «мозгами» многих предприятий. Оборудование можно импортозаместить, но есть нюанс. Во-первых, успешных примеров импортозамещения, даже в космосе, где мы впереди планеты всей, практически нет. Если только успехом считать батут Рогозина, но даже в юмористическом жанре он потерял былую свежесть. Во-вторых, на это нужно время, которого у России просто нет, и эффективность власти наглядно показывает, что и не будет. Для импортозамещения нужны мощности и оптимистичные экономические прогнозы, у нас нет ни того, ни другого.

Есть и возможные последствия, которые могут догнать и накрыть последних оптимистов из числа несведущих. Пока не было никаких заявлений от компании Siemens Energy — подразделения Siemens Group, являющегося отдельным юрлицом. Объявлен лишь потенциальный убыток в 2022 году из-за приостановки новых проектов в России и соблюдения санкций — € 300–400 млн. Однако вопрос скорее в том, как сделать исход максимально гибким, учитывая штат — тысячу сотрудников.
Siemens Energy была образована в 2020 году в результате выделения в самостоятельную компанию бизнеса промышленного концерна Siemens AG
в сфере производства оборудования для газовых, угольных и ветряных электростанций. Она работает по всей энергетической цепочке: от производства энергии и ее передачи до хранения.

Компания Siemens Energy является одним из основных поставщиков энергооборудования в России и владеет контрольным пакетом (65%) в ООО «Сименс Технологии газовых турбин» (СТГТ) в Ленинградской области (производство и сервис газовых турбин мощностью свыше 60 МВт) и «Сименс Энергетика Трансформаторы» в Воронеже (выпускает высоковольтное оборудование).

Газовые турбины, которые в Россию в основном поставляет как раз Siemens Energy, часто устанавливаются в ракеты на жидком топливе, мощные компрессорные установки и системы хладоснабжения. Наибольшую популярность получило их применение на электростанциях за высокую мощность при сниженных габаритах и относительно низкую стоимость.

Газовые турбины обеспечивают население теплом, светом и другой энергией в больших количествах. Полный уход немецкой компании из России, при отсутствии решения возникших в результате этого проблем с обслуживанием, грозит нам примерно всем тем, что мы предрекаем замерзающей Европе. А по поводу собственных эффективных решений, сами понимаете: стыдно подозревать, когда вполне уверен.
Конечно, мы без всего проживем, тем более так и не успели даже в XXI веке привыкнуть к тому, что комфорт может быть нормой. Мы же до сих пор в качестве прорыва открываем остановки в населенных пунктах, с серьезным лицом торжественно перерезая ленточку. С таким же невозмутимым видом газифицируем населенные пункты в Московской области и до сих пор стучим лаптем по туалету на улице, угрожая всему миру, который почему-то никак не даст нам обрести «удобства» в доме. А так, конечно, пусть уходят, мы и без них проживем, вопрос «как» на повестке дня пока не стоит.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.