Проектируя светлое будущее

880

Альтернативный калькулятор и действующий робот, самодельная сенсорная урна и гигантский лэпбук в виде банкомата, домашние фермы муравьёв и бабочек, волшебство слова и мультипликации – лишь часть исследований и оригинальных разработок 50 младших школьников нашего наукограда, Раменского и Коломенского округов. В минувшие выходные ребята презентовали свои проекты на Московской областной научно-практической конференции «Ломоносовские чтения» в жуковской школе №10 с углублённым изучением отдельных предметов.

Не прижилась в России двадцатого века идея проектного обучения, когда ученики решают практические задачи в реальных жизненных ситуациях и без всякого дидактического нажима, а с горящими неподдельным интересом глазами получают знания сразу по нескольким предметам. К примеру, что-то мастерят и усваивают законы физики, химии, предпринимательства. Или изучают повадки животных, а заодно их роль в экосистеме, влияние на сельское хозяйство и экономику.

Один из хитов “Ломоносовских чтений-2022” – действующее сенсорное мусорное ведро, которое в 5 раз дешевле покупного. Собрал, написал для него программу и просчитал экономику Глеб Чеканов (4 “Б” кл., гимназия №1, г.Жуковский)

С 1905 года вместе с коллегами проектное образование у нас пытался внедрить педагог-экспериментатор Станислав Шацкий – создатель первых в стране детских клубов. Поначалу его даже поддержала пришедшая вскоре советская власть.

Но в суровых 1930-х новатора резко одёрнул ЦК ВКП(б), осудивший метод проектов своим постановлением. Так наработки Шацкого на десятилетия предали забвению.

Мега-лэпбук по финансовой грамотности от частной школы “Ломоносовская” на прочность проверил Борис Багринцев (2 “Б” кл., школа №10, г.Жуковский)

Счастливо судьба проектного обучения сложилась в США, Европе, Израиле, Бразилии. С подачи американского философа и педагога Джона Дьюи, в 1918 году впервые описавшего в книге этот педагогический принцип, побывавшего в СССР и восхищавшегося деятельностью Шацкого, во многих странах мира проектирование стало эффективным элементом как основного, так и дополнительного образования.

Современная российская школа тоже обратилась к проектной деятельности. Но, похоже, пока она держится преимущественно на учителях-энтузиастах, сумевших между бесконечными отчётами выкроить время и найти силы на кураторство внеурочных занятий. А ещё – на родителях, самых преданных помощниках своих юных экспериментаторов.

Поощрить пытливые умы и их наставников призваны «Ломоносовские чтения», проводящиеся в Подмосковье для учащихся 1-4 классов с 2011 года при поддержке Межрегионального общественного движения творческих педагогов «Исследователь» и ГБОУ ВО «Академия социального управления» на трёх площадках – в школе №10 Жуковского, химкинском аэрокосмическом лицее №13 и в школе №24 Подольска.

Всем участникам гарантированы грамоты, публикация их трудов в солидном ежегодном сборнике материалов региональной научно-практической конференции младших школьников и заслуженное первое признание – трепетная радость, с которой ребята делятся своими открытиями с каждым пришедшим их послушать, не оставляет равнодушным никого.

Праздник знаний – искренний и яркий! Больше увлечённых исследователей, зрителей-сверстников и пространства для экспозиций – всё, чего ему хочется пожелать, чтобы у нового поколения из живой искорки интереса к науке разгорелось жаркое пламя, освещающее дорогу в будущее.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут