Рабочая группа по вопросу оптимизации библиотек снова собралась обсудить принадлежность зала абонемента в ДК, но оказалось, что все решено уже до них
В самом начале заседания Борис Аубакиров сообщил, что главой города принято решение оставить зал абонемента за ДК, на все остальные помещения библиотеки в ДК договор аренды, заканчивающийся в мае, будет пролонгирован.
После весьма эмоциональной реакции на это сообщение, попытались перейти к конструктиву. «Мы уже два месяца с вами обсуждаем уничтожение библиотек, ведь было принято решение главой, даже создана дорожная карта, но мы сейчас изменили ситуацию, с вашей помощью кстати, вернули помещение на ул. Советской, – рассказала свое видение ситуации заведующая центральной детской библиотекой Татьяна Лыжина. – Сейчас принято опять решение оставить зал абонемента за ДК, но мы опять говорим, что нельзя этот вопрос так решать. Мы меняем позицию по многим пунктам дорожный карты, но в ДК почему-то уперлись в стену». «Потому что помещение, по вашему мнению, забирают, а по моему мнению, не забирают, оно остается в Культуре и в ДК», – отреагировал Борис Аубакиров. Однако ему тут же напомнили, что если никто ничего не собирается менять, то тогда нужно просто целиком пролонгировать договор аренды библиотеке вместе с залом абонемента. «А что поменяется? Работать лучше станут? Люди те же, помещения те же, что изменится?» – задался вопросом Борис Евгеньевич, как будто изменения последних лет на практике приводили всегда к изменениям в лучшую сторону. Но он все же с маниакальным упорством призывает поверить в светлое будущее, несмотря ни на что. Инициативная группа все же настаивала на том, что у ДК достаточно помещений, где можно обустроить помещения для дополнительных занятий, а в зале абонемента также проводить просветительские, досуговые мероприятия, но все же соответствующие профилю библиотеки.
«Как библиотека работала, так она и будет работать, ни одного стенда, ни одного стеллажа не забирают, все понимают, что большой зал используется библиотекой не всегда эффективно», – продолжал отстаивать позицию администрации (которая просто прекратила ходить на заседания рабочей группы) Борис Аубакиров. – Этот зал в целях более эффективного использования будет зонирован, книги по стенам и стеллажи в середине зала, кафедра останутся, только другая часть зала будет использоваться для проведения культурно-досуговых мероприятий с целью привлечения туда людей…А вы говорите, оставьте это за нами, потому что мы будем делать это лучше, но не получалось это 20 лет, надо что-то менять». Так в Жуковском на 22 году стабильности, наконец, заговорили о переменах, правда, в неожиданном ключе. В ответ на уточняющие вопросы Борис Евгеньевич сообщил, что на часть зала абонемента договор аренды будет продлен, именно для этого и нужно зонирование.
Тогда библиотекари попытались узнать, как в одном помещении можно одновременно проводить два мероприятия, которые просто будут перебивать друг друга, на что получили ответ, что это вопрос грамотного составления графика. Хотя тогда непонятно, чем не устраивал график при аренде этого зала библиотекой, которую всегда можно было «попросить» выделить зал для определенного мероприятия. Дискуссия плавно перешла в русло эффективности библиотек. «А что делает администрация для популяризации библиотек?», – задались мировоззренческим вопросом библиотекари. «А что делают для этого библиотеки?, – задался в свою очередь вопросом Борис Аубакиров. – Библиотека должна это делать, а не администрация. Библиотека поставила руководителя для того, чтобы он это делал, а он это не делает. Администрация не может работать за всех. Администрация должна организовать процесс, а вот отвечать за него должен тот, кого назначили». И как то за скобки вывели вопрос финансирования, за который отвечает администрация, да и к организации процесса осталось множество претензий. Что касается финансирования, то по словам библиотекарей, ЦБС из года в год направляла в администрацию заявки на необходимые элементы автоматизации библиотечного дела, предложения по модернизации, однако на это в бюджете никогда не было денег, хоть в дефицитном, хоть в профицитном. А ветхостью популяризировать довольно трудно. Например, обещанные в библиотеку ДК стеллажи, которые выпрашивали годами, и на которые в этом году якобы выделили деньги, так до сих о остались мечтами.
«Вопрос материальной ответственности: как книжные фонды будут сохранятся в зале, открытом для всеобщего пользования?» – задал вопрос руководитель ЦБС Алексей Еманов. Борис Аубакиров предложил порассуждать, сразу задав вопрос, были ли факты воровства. И получил утвердительный ответ. «Что книжки воруют?, – засомневался Борис Евгеньевич. – Много?». А получив отрицательный ответ, сообщил, что тогда нет проблем. «Это книжные фонды! – удивились в свою очередь библиотекари, – наша цель их сохранять, и наша ответственность». В качестве гарантии сохранности Борис Аубакиров предложил поставить видеокамеры: «По всему городу стоят, воров ловят, а тут проблема».
Инициативная группа на очередном витке обсуждения все же попыталась выяснить конкретику по разделению зала абонемента: как это будет происходить, что там планируется со стороны ДК, и каким образом это все будет подкреплено документально. «Персонал библиотеки не понимает, как они дальше будут работать, какие будут условия, сейчас их не понимают, постоянно обвиняют в неэффективности, причем все началось внезапно, то все устраивало, то вдруг все не устраивает. Заслуги никто не замечает, хотя они делают многое сверх своих должностных инструкций». Как пример, представитель инициативной группы рассказала, что для одной из встреч даже сделали презентацию по итогам работы и планам на будущее. А в ответ чиновники уничтожили их заявлением, что даже смотреть не собираются. Теперь же библиотекарей оставили в неопределенной ситуации, потому что чиновники решили, а их даже не поставили в известность, как работать после 31 мая. «Вы говорите: все будет хорошо. А если не будет хорошо? Кто несет ответственность?». Тем более есть уже прецедент, в объединенной детской и взрослой библиотеках уже практически парализована работа из-за ограниченных помещений для такого проекта. Инициативная группа предложила сделать своеобразный испытательный срок: на полгода продлить договор в старой редакции, на все помещения, а за это время постепенно вводить новую схему работы. «Это не компромисс», – высказал по всей вероятности позицию администрации Борис Аубакиров, что привело к спорам о самом понятии компромисса. Инициативная группа напомнила, что обсуждая любой вопрос она предлагает компромиссные решения, администрация этого не делает, а теперь и вовсе игнорирует заседания рабочей группы, такая позиция говорит сама за себя.
«Я вам уже два часа говорю: решение принято», – резюмировал Борис Аубакиров, изящно показав алгоритм общения общения и власти в стиле «мы посовещались и я решил». А потом, цитируя классика, «хотели как лучше, а получилось, как всегда». Но это будет потом.