Дар все превращать в фарс

1911

Греческий царь Мидас попросил у Диониса наделить его даром, чтобы все, к чему он не прикасался, обращалось в золото, потом сильно пожалел и взмолился забрать дар обратно. Российские власти ничего ни у кого не просили, самостоятельно обретя способность превращать в фарс все, к чему бы они не прикасались. Более того, они ничуть не рефлексируют по этому поводу, возможно, потому что не верят в существование Бога.

Движение «Бессмертный полк» было создано в 2012 году в Томске журналистами Сергеем Лапенковым, Сергеем Колотовкиным и Игорем Дмитриевым. Был создан Устав Полка, в котором сформулированы принципы движения как некоммерческой, неполитической, негосударственной гражданской инициативы. И как любая отдельная от государства инициатива волонтеров «Бессмертный полк» быстро завоевал популярность по всей стране. Идея почтить память своих предков, воевавших в  Великой Отечественной войне, создав полк из их фотографий затронула миллионы людей по всей стороне, которые прекрасно между собой координировали. Не сумев создать ничего подобного, власть решила возглавить уже набравшую популярность народную инициативу. И уже через три года «Бессмертный полк» ушел в активы государства, наряду с самой Победой, заменив ее лицо на маску. И как всегда начались «перегибы на местах», то для массовости по разнарядке выдавали наштампованные портреты, которые участники после шествия просто выбрасывали, то партия власти по поводу и без повода приписывала себе возникшую в креативных умах идею. Как говорится, «прошла зима, настало лето, спасибо партии за это». Реальные создатели «Бессмертного полка» постепенно отошли в сторону, причем по собственному желанию, чтобы не наблюдать фестиваль фальши на костях собственного детища. И все же большая часть обычных людей продолжила 9 мая выходить на «Бессмертный полк», считая, что отдают дань памяти своим близким, а не участвуют в массовке для картинки о всеобщей поддержке «партии и правительства». Возможно, они были бы правы, если бы не дар власти, когда все, к чему административный ресурс не прикасается, превращается в фарс. В этом году в наглядной картине маслом поучаствовали все. Первый канал во время концерта к Дню Победы показал старую фотографию пары для иллюстрации опаленной войной молодости, только, вот незадача, это оказалось фото американских грабителей Бонни и Клайда. В канун Дня Победы коммунальщики во всех городах России пытались замазывать надписи «Нет, войне», забывая про эффект Стрейзанд, интернет пестрел фотографиями, а надписи появлялись снова и снова. Тем более, если «разбавлять бензин ослиной мочой» ( а это принцип всех служб ЖКХ), то надписи проступали и через краску.

В довершение всего решили отцензурировать и личную память людей, потребовав перед шествием пройти досмотр. “Жителей просим отнестись с пониманием к обеспечению общественной безопасности и не приносить с собой в охраняемые зоны сумки, рюкзаки, колющие и режущие предметы, пиротехнические вещества, аэрозольные баллончики, металлические бутылки, – говорится в обращении мэрии к участникам “Бессмертного полка. – Также не будут допущены лица, имеющие при себе средства маскировки, то есть балаклавы, косынки. Нельзя приносить беспилотники, баннеры и листовки с недопустимыми текстами, содержащими экстремистские материалы и нацистскую атрибутику”. Так как определить истинный экстремизм простым смертным не дано, это знает только «товарищ майор», будь то звездочки на листе, да и просто сам белый лист, то потенциальным нарушителем могли стать любой. В Жуковском, как рассказывают очевидцы, все было довольно доброжелательно, но это наша особенность – относительная «травоядность» жуковских чиновников помноженное на пофигизм. Из-за этого мы прочно обосновались в красной зоне губернаторских рейтингов, но из-за этого наукоград все же никогда не был «в первых учениках» на репрессивной ниве. Возможно еще и потому, что в свое время отличался сильным гражданским обществом, сейчас мы еще пожинаем те благодатные плоды, но скорее всего это ненадолго.

А вот еще в одном наукограде – Королеве – задержали Екатерину Воронину, которая вышла на «Бессмертный полк» с портретом  своего родственника, Ивана Бурдакова, на котором были написаны фразы «Он не хотел повторить», «Деды говорили: „Лишь бы не было войны“!», «Миру мир!», «Он не хотел войны!» и «Он воевал ради мира!». Девушку выдернули из колонны и отвезли в отдел полиции. Где потом по старым добрым традициям Москвы ввели план «Крепость», просто закрыв доступ всем, включая адвокатов. Если бы самым бдительным и тревожным из нас кто-то рассказал о таком недалеком будущем года два назад, его бы сочли фриком или провокатором. Однако за два года мы поменялись ролями, а гарантом сюжета по Оруэллу, чтобы, не дай бог, не отошли от текста, стало само государство.  Именно поэтому в 2022 году стало экстремизмом то, что люди военного поколения говорили за каждым застольем: «Лишь бы не было войны!». А фразы о мире стали несчастливым билетиком в отдел полиции. Это и есть фарс, причем рукотворный. Надо сказать, это редкий дар, который сбоев не дает, однако он, как и трагедия не вечен, а вот забывать об исполнителях не стоит, хотя бы для того, что «никогда снова».

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.