Сроки сертификации двигателя ВК-800С сдвигаются «вправо»

552

В нынешнем году планируется продолжить стендовые испытания перспективного турбовинтового двигателя ВК-800С и его варианта ВК-800СП

После опубликования открытого отчета Центрального института авиамоторостроения (ЦИАМ) им. П.И.Баранова о работах, проведенных Институтом в 2021 г., стали известны некоторые подробности о реальном положении дел по программе создания турбовинтового двигателя (ТВД) ВК-800С и его варианта – ВК-800СП. В нынешнем году намечено провести стендовые испытания мотора ВК-800С с усовершенствованным газогенератором. Сдвиг «вправо» по программе составляет около трех лет.

Перспективный двигатель ВК-800 – это силовая установка, создаваемая в компании «Климов» «с чистого листа» в течение последние 20 лет. Разработка ВК-800 в версии для установки на вертолетах (с литерой «В») началась в начале 2000-х годов. Испытания двигателя ВК-800В на стенде стартовали в начале 2008 г., а в середине того же года был сделан второй опытный образец ВК-800В. В 2018 г. планировалось начать летные испытания перспективного отечественного ТВД. На протяжении длительного времени финансирование проекта велось за счет собственных средств компании, а также незначительных, по утверждению разработчиков, бюджетных средств.

По официальной информации, в 2018 г. прошло более 60 успешных запусков нового двигателя ВК-800С на стенде. В 2019 г. стендовые испытания мотора продолжились, в 2020 г. стендовые испытания ВК-800С также пришлось продолжить. На весну-лето 2020 года были запланированы летные испытания ТВД ВК-800С. Летные испытания намечалось провести на самолете для местных авиалиний (МВЛ) L-410UVP-E20, у которого вместо правого штатного двигателя H80 компании GE AviationChech собирались установить опытный образец мотора ВК-800С. Однако летные испытания перенесли на более поздние сроки. В нынешнем году намечено провести стендовые испытания мотора ВК-800С с усовершенствованным газогенератором. Сдвиг «вправо» по программе составляет около трех лет.

Базовая версия ВК-800С, согласно данным компании «Климов», имеет массу около 140 кг, длину порядка 1 м и мощность около 800 л.с. (взлетный режим). На сегодняшний день изготовлено около десятка двигателей ВК-800С, предназначенных для стендовых и летных испытаний. Сертификация самолета МВЛ L-410UPV-E20 с ТВД ВК-800С была запланирована на 2020 г. Заказчиком ТВД ВК-800С в рамках госпрограммы по импортозамещению выступает Минпромторговли России.

Одновременно с разработкой двигателя ВК-800С ведется разработка варианта ВК-800ПС для создаваемого учебно-тренировочного самолета УТС-800. В ноябре 2021 г. была проведена макетная комиссия по ВК-800СП. В настоящее время в ЦИАМ ведется подготовка стенда к автономным испытаниям камеры сгорания и компрессора двигателя ВК-800СП.

ТВД ВК-800С предназначается не только для машин L-410, но и для многоцелевых самолетов грузоподъемностью 1–1,5 т. Двигатель ВК-800С также планируют установить на легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал». Сейчас на машине ЛМС-901 установлен турбовинтовой двигатель GE H80-200 (чешского подразделения американской компании General Electric – GE) мощностью 800 л.с. Двигатель H80 – это улучшенная модификация чешского двигателя Walter M601, более мощная и экономичная.

После введения санкций против России и покупке в конце апреля 2022 г. чешской компанией «Омнипол» 100% акций авиазавода «Эйркрафт Индастриз», на котором производятся самолеты МВЛ L-410, у российского владельца – УГМК, срочная сертификация двигателя ВК-800С, видимо, будет снята с повестки дня.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут