Юбилей летчика № 1

943

Наша страна по праву гордится своими лётчиками. Среди них и основоположник высшего пилотажа Пётр Нестеров, и непревзойдённый воздушный ас Александр Покрышкин, и лётчик-испытатель Сергей Анохин. Но есть один лётчик, чьё первенство и приоритет не оспаривалось никем и никогда. Это – Михаил Михайлович Громов.

Он родился 11 (23) февраля 1899 года в Твери. Много позже, при переводе даты рождения со старого стиля на новый, к 11 февраля ошибочно прибавили 13 дней (вместо правильных для XIX века 12 дней), и поэтому М.М. Громов праздновал свой день рождения 24 февраля. Семья вначале жила в Калуге, а в 1902 году переехала в посёлок Лосиноостровский, теперь входящий в состав Москвы.

В 1915 году Михаил поступил в Императорское высшее техническое училище (ныне МГТУ имени Н.Э. Баумана). Юноша тяготился учёбой, т.к. ему больше нравились спорт и искусство – Михаил всерьёз занимался тяжёлой атлетикой и рисованием. Но однажды по пути в училище он увидел объявление о наборе на шестимесячные теоретические курсы авиации профессора Н.Е. Жуковского. На курсах Михаил Михайлович получил прекрасную теоретическую подготовку. В июне 1917 года он закончил курсы. Ему присвоили воинское звание «прапорщик» и направили в Московскую авиашколу. В июне 1918 года, после успешного окончания авиашколы, М.М. Громова, как одного из лучших учеников, оставили в школе инструктором.

Все эти годы М.М. Громов не бросает занятия спортом и в 1923 году становится чемпионом СССР по тяжёлой атлетике в тяжёлом весе. Прекрасная физическая форма очень пригодилась ему в дальнейшем во время длительных перелётов.

В июне 1924 года 25-летний Михаил получает новое назначение – на Научно-опытный аэродром (будущий НИИ ВВС) и становится лётчиком-испытателем. Он с успехом проводит ряд испытательных работ и вскоре становится одним из ведущих испытателей страны. Уже через год М.М. Громов на самолёте Р-1 с бортмехаником Е.В. Родзевичем участвует в групповом перелёте Москва – Пекин. За 52 лётных часа было пройдено расстояние 6.476 км. 17 июля 1925 года в числе первых шести лётчиков Михаил Михайлович был удостоен звания «Заслуженный лётчик СССР» и награждён орденом Красного Знамени. А уже 30 августа на том же Р-1 М.М. Громов с бортмехаником Е.В. Родзевичем отправился в перелёт Пекин – Токио и 2 сентября приземлился в японской столице. Ему рукоплескала вся Азия!

Через год – новый перелёт. На самолёте АНТ-3 «Пролетарий» с верным бортмехаником Е.В. Родзевичем Михаил Михайлович выполняет круговой перелёт по европейским столицам: Москва – Кёнигсберг – Берлин – Париж – Рим – Вена – Варшава – Москва. За 34 часа лётного времени было пройдено 7.150 км. Это был его звёздный час: теперь 27-летнему лётчику рукоплескала уже вся Европа!

Но перелёты перелётами, но основными всё же остаются испытания. Работая в НИИ ВВС, М.М. Громов дал путёвку в небо известному учебному самолёту У-2, истребителям И-3 и И-4, пассажирскому самолёту АНТ-9, разведчику Р-7. Не раз он попадал в аварийные ситуации, но всегда с честью выходил из них. 23 июня 1927 года во время испытаний истребителя И-1 на штопор Михаил Михайлович первым в стране покинул аварийный самолёт с парашютом.

С 10 июля по 8 августа 1929 года на самолёте АНТ-9 «Крылья Советов» М.М. Громов с бортмехаником В.П. Русаковым выполняет новый круговой перелёт по Европе по маршруту: Москва – Берлин – Париж – Рим – Марсель – Невер – Лондон – Париж – Берлин – Варшава – Москва. За 53 часа лётного времени было пройдено расстояние 9.037 км. Это было триумфом советской авиации!

В апреле 1930 года Михаила Михайловича назначают командиром авиаотряда ЦАГИ. Вскоре он поднимает в небо тяжёлый бомбардировщик ТБ-3, пассажирский АНТ-14, самый большой самолёт тех лет – гигант АНТ-20 «Максим Горький» и рекордный АНТ-25. Послед­ний самолёт был сконструирован специально для установления мирового рекорда дальности полёта. В процессе его испытаний экипаж М.М. Громова (второй пилот – А.И. Филин, штурман – И.Т. Спирин) 12-15 сентября 1934 года совершил длительный беспосадочный полёт, во время которого было пройдено рекордное расстояние – 12.411 км. За этот полёт 28 сентября 1934 года Михаилу Михайловичу Громову было присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал восьмым человеком в стране, получившим это высокое звание.

Летом 1937 года экипаж В.П. Чкалова выполнил полёт через Северный полюс в Америку. Однако мировой рекорд остался непревзойдённым! Теперь в Америку должен был лететь экипаж М.М. Громова (второй пилот – А.Б. Юмашев, штурман – С.А. Данилин). Михаил Михайлович подошёл к подготовке дальнего перелёта очень основательно: самолёт был максимально облегчён – лётчики даже обкусали кусачками излишки болтов и болтиков, выступавших из гаек.

12 июля 1937 года АНТ-25 взлетел с подмосковного аэродрома и взял курс на Северный полюс. Через 62 часа 17 минут самолёт приземлился на юго-западе Америки, в местечке Сан-Джасинто. Было пройдено 10.148 км по прямой. Мировой рекорд наконец-то был побит! Весь экипаж первыми среди отечественных авиаторов был удостоен медалей де Лаво Международной авиационной федерации (FAI).

В марте 1941 года Михаил Михайлович становится начальником только что созданного Лётно-исследовательского института. Он заложил прекрасный фундамент – долгие годы ЛИИ является одним из головных предприятий отечественной авиапромышленности и недаром носит имя своего создателя.

После начала Великой Отечественной войны, в августе 1941 года М.М. Громову было поручено ответственное государственное задание: он был командирован в США во главе делегации по вопросу закупки американских самолётов. Сразу после возвращения в Москву Михаил Михайлович пишет рапорт с просьбой отправить его на фронт и 7 декабря 1941 года получает назначение командиром 31-й смешанной авиадивизии на Калининском фронте. Затем был командующим 3-й и 1-й воздушными армиями, стал генерал-полковником авиации. Соединения под его командованием участвовали в обороне Москвы, Курской битве и освобождении Белоруссии.

В июле 1944 года М.М. Громов получил новое назначение – начальником Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС, а с мая 1946 года был заместителем командующего Дальней авиацией по боевой подготовке. Все годы службы в ВВС бывший лётчик-испытатель не порывал связи со ставшей ему родной авиапромышленностью: активно участвовал в создании Школы лётчиков-испытателей, написал методическое пособие о психофизиологической подготовке лётчиков.

В мае 1949 года Михаил Михайлович был назначен начальником Управления лётной службы Министерства авиационной промышленности СССР. В те годы, пожалуй, не было в стране более авторитетного человека в области лётных испытаний и лучшего кандидата на эту должность. Однако из-за разногласий с П.В. Дементьевым в августе 1955 года М.М. Гро­мов был вынужден выйти в отставку. Но не в его характере было сидеть, сложа руки…

Разлучённый с авиацией, Михаил Михайлович вспоминает о своём другом увлечении – спорте, и в 1959 году становится председателем Федерации тяжёлой атлетики СССР. Уже через год советские тяжёлоатлеты под его руководством завоевали на Олимпиаде в Риме золотые медали. В феврале 1969 года М.М. Громову было присвоено звание «Заслуженный мастер спорта СССР».

До конца жизни Михаил Михайлович не порывал связи с авиацией, был частым гостем в Школе лётчиков-испытателей и лётных коллективах. Он прожил долгую жизнь и скончался 22 января 1985 года, не увидев развала страны, служению которой он посвятил всю свою жизнь. На его надгробном памятнике выбиты слова: «Философу подвига, теоретику героизма». Точнее не скажешь…

 

Андрей Симонов

Поддержи ЖВ

Каждый материал выходит в свет благодаря вам, жуковчанам, которым небезразлично, что происходит в городе, и которым нужна журналистика, а не пропаганда. Это наш с вами совместный проект, который мы будем делать для города и горожан, во…

Подробнее о поддержке можно прочитать тут