Гражданский сектор отечественной авиапромышленности: двадцать лет в ожидании подъема

1542

Корпорация «Иркут» запланировала поставить заказчикам три первых серийных авиалайнера МС-21-300 и 32 самолета «Суперджет-100» в 2022 г.

«План хороший. Порядка 32 машин SJ-100 и три машины МС-21», – заявил для СМИ (информагентству ТАСС) советник генерального директора по гражданской авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Валерий Окулов. Однако Валерий Михайлович не уточнил, сколько новых «Суперджетов» будет построено в нынешнем году, а сколько будет поставлено авиакомпаниям со «склада».

Стоит напомнить, что в прошлом 2021 г. для авиакомпаний на отечественных авиазаводах по существу было построено всего 12 самолетов гражданского назначения, а суммарно отечественные авиакомпании получили 27 машин (15 авиалайнеров были поставлены со «склада»). Все 27 самолетов – это региональные авиалайнеры «Суперджет-100». Всего на «складах» на начало 2020 г. находилось почти 60 машин «Суперджет-100», ожидающих «покупателя».

Глава кабинета министров Михаил Мишустин недавно заявил, что в течение трех лет отечественные авиакомпании смогут получить из Фонда национального благосостояния (ФНБ) до 279 млрд. рублей на льготный лизинг. Эти ресурсы будут выделяться по льготной ставке – 1,5% годовых на срок до 20 лет.

«Суперджет-100» (SJ-100)

Сейчас средний темп производства самолетов на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре составляет один SJ-100 в месяц. 1 февраля 2022 г. на дальневосточном авиазаводе совершил свой первый полет второй построенный в текущем году самолет «Суперджет-100». Это воздушное судно с заводским № 95222 и временным регистрационным № 97028. Всего на 15 февраля 2022 г. суммарно построено 221 машина «Суперджет-100». Сейчас средний темп производства самолетов на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре составляет один SJ-100 в месяц.

Стоит напомнить, что в 2021 г. на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ) на предприятии АО «Региональные самолеты (РС)» (филиал корпорации «Иркут») построили 12 машин марки «Суперджет-100» (SJ-100). Для сравнения: в 2020 г. было построено 11 самолетов SJ-100. АО «РС» – это бывшая компания «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)».

В июле 2021 г. директор компании «Региональные самолеты» (филиал корпорации «Иркут») Олег Гуляев в ходе авиасалона МАКС сообщил о планах выпуска самолетов SJ-100 в 2021-2022 гг. По его словам, в 2022 г. планируют построить 18 новых самолетов. Олег Гуляев сообщил, что в 2022 г. также будет поставлено заказчикам 10 машин SJ-100, ранее бывших в эксплуатации.

Сейчас самое большое количество «Суперджетов» имеется в авиапарке компании «Россия» – 66 штук, на втором месте отечественная авиакомпания «Рэд Уингс» («Красные крылья») – 15 машин; также у авиакомпании имеется один «Суперджет» в бизнес-компоновке.

МС-21-300

В начале января нынешнего года руководитель госкорпорации (ГК) «Ростех» (в состав которой входит ОАК) Сергей Чемезов заявил, что серийное производство самолетов МС-21-300 с американскими двигателями и крылом из отечественных композитов начнется в 2022 г. Тогда же в январе представитель стартового заказчика – авиакомпании «Россия» (дочерняя компания «Аэрофлота»), сообщил, что согласно графику в 2022 г. авиакомпания планирует получить первые четыре серийных самолета MC-21-300. Первый самолет должен поступить в октябре, еще две машины в ноябре и еще один авиалайнер – в декабре 2022 г.

В феврале нынешнего года топ-менеджер ОАК Валерий Окулов заявляет, что планируется поставить в этом году три первых серийных самолета МС-21-300. Серийное производство полностью российского среднемагистрального самолета МС-21-310 планируется начать в 2024 г. Необходимо сказать, что темп производства опытных образцов самолета МС-21-300/310 за последние пять лет составлял один авиалайнер за год.

Генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Александр Артюхов, заявил в 2021 г., что в рамках этапа опытно-конструкторских работ в Перми было создано мелкосерийное производство ПД-14, способное обеспечить выпуск около 10 двигателей в год, т.е. хватит на пять авиалайнеров МС-21-310. Он также добавил, что сейчас необходимо принимать решения по источникам финансирования для выхода производства на мощность не менее 50 двигателей ПД-14 в год и организации системы послепродажного обслуживания моторов.

Прогноз

Видимо, ближе к осени будет более точно известно о количестве машин МС-21-300, которые смогут построить в 2022 г. на Иркутском авиазаводе.

Программа по выпуску серийных машин МС-21-300 в одночасье может «зависнуть», если американцы ужесточат санкции и запретят компании Пратт-Уитни продавать турбореактивные двигатели PW1400G-JM, а ряду американских компаний комплектующие для МС-21 в Россию.

Стоит напомнить, что сейчас даже у самолета марки МС-21-310 с отечественными двигателями ПД-14 часть авионики поставляется американскими компаниями Honeywell, UTC Aerospace Systems, Collins Aerospace. Американская компания Goodrich при участии российской компании «Авиаприбор» поставляет систему управления полетом. Американская компания Hamilton Standard отвечает за поставки электрогенераторов и вспомогательного бортового электрооборудования.

Можно с большой долей уверенности сделать прогноз на 2022 г.: выпуск новых самолетов марки МС-21 и «Суперджет» составит не более 25 штук.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"