Что случилось с самой читающей страной в мире? Она утонула в прогрессе

1767

В рубрике «Разговорчики в строю» Роман Ромишевский и Эла Знаменская обсудили, насколько динамичность жизни повлияла на способность к чтению и почему для модернизации библиотек мало одних лозунгов и обещаний светлого будущего

Последние годы всех упорно загоняют маршировать на плацу, однако право на мнение пока еще официально никто не отменял, поэтому даже при хождении строем еще осталась возможность поговорить. В рубрике «Разговорчики в строю» мы  обсуждаем текущие события. Роман Ромишевский и Эла Знаменская – оба журналисты, коренные жуковчане, которые родились и выросли в наукограде. Однако с разным отношением к жизни, первый готов верить, что будет лучше, а вторая всегда считает, что будет хуже. Истина, видимо, где-то посередине, но это тоже неточно.

 

В 2017 году Россия вошла в тройку самых читающих стран мира, наряду с Китаем и Испанией. При этом книжный рынок с каждым годом фиксирует отрицательную динамику, при этом книжные ярмарки становятся резонансными событиями с массовым посещением.

Каждый год в России закрывается около тысячи библиотек, при этом до пандемии количество посещающих библиотеки в процентах населения по разным подсчетам держалось от 31 до 35%.

Эла Знаменская. Как ты думаешь, мы все еще одни из самых читающих? Или телевизор победил не только холодильник, но и книгу? Я, например, помню, как в детстве читала даже на ходу, врезаясь в столбы, а мои дети уже врезаются в столбы, потому что в гаджетах. И что-то мне подсказывает, что эта аудитория ушла не в электронные книги… Хотя на книжных ярмарках и различных презентациях не протолкнуться, они стали отдельными культурными мероприятиями.

Роман Ромишевский. Гаджеты, действительно, слишком стремительно ворвались в наш мир. На то он и ХХI век – век коммуникаций. Всем нужно, чтобы все было быстро, оперативно, чтобы с момента отправки сообщения до момента его получения прошло несколько секунд. Время летит гораздо быстрее, нежели, еще лет двадцать назад. С одной стороны это очень круто, но с другой стороны – с таким течением времени и мышление тоже “гаджетизируется”. Такой вот неологизм, но не знаю как точнее передать общее состояние.

Но книга, как мне кажется, все равно популярна и вряд ли телевизор ее когда-то заменит. Чтение же дает тебе возможность самому пережить ту или иную ситуацию, которую рассказывает автор. Побывать там, где ты никогда не побываешь, почерпнуть для себя то, что в обычной жизни ты не почерпнул бы никогда. В конце концов почувствовать то, что ты никогда не почувствовал бы в том самом “гаджетизированном” ритме жизни. Телевизор, интернет, блоги – это, как ни крути, а чужой взгляд на те или иные вещи, тогда как книга – это взгляд твой, индивидуальный. Если хочешь, твоя личная картинка в голове, которую ты рисуешь сам для себя.

Другой вопрос, что электронные книги, действительно, все активнее входят в нашу жизнь. Знаю даже очень пожилых людей, которые открыли для себя (конечно, не без помощи внуков и правнуков) электронные книги. Но тут уже дело вкуса.

Лично я не могу “проникнуться” электронной книгой, предпочитая ей “бумажную классику”. Шелест страниц, запах бумаги – это обязательный атрибут чтения в моей картине мира.

Эла Знаменская. Я тоже не могу привыкнуть к электронным книгам, мне кажется это уже совсем не та атмосфера. И сейчас моя младшая дочь пристрастилась к чтению, чему я очень рада, и несмотря на свою любовь к гаджетам, читает она все же бумажные книги.

Но, согласись, что книги, особенно в хорошем переплете и обложке, трансформировались из предмета первой необходимости в своеобразный элемент роскоши. Далеко не все могут позволить себе книгу в районе тысячи рублей. Возможно, поэтому и переходят на обезличенные электронные книги, один раз купил читалку, а потом закачивай по 100-200 рублей, и это, если официально. И тут, по идее, должны спасать библиотеки, но их для этого нужно укомплектовывать нормально. Когда я училась в университете, то потратила практически состояние на отечественную и зарубежную литературу, которую покупала на Арбате, помнишь, там тогда такие книжные развалы были. Потому что большинство книг из списка литературы журфака МГУ не было не только в Жуковском, но и в московских библиотеках. Вот как часто  ты покупаешь книги?

Роман Ромишевский. Я очень часто бываю в книжных магазинах. Благо, что в Жуковском они есть, в том числе и сетевые с большим выбором. Последнее время “подсел” на книги карманного варианта в мягком переплете. Прежде всего, потому что они не очень дорогие и, главное, не занимают много места. Второе актуально, потому что каждую прочитанную книгу стараюсь хранить – это тоже, наверное, своего рода ритуал заядлого читателя. Хотя, конечно, имею свой топ-10 книг, которые, как мне кажется, дают возможность постичь этот мир. Их я держу дома уже в хорошем, качественном, дорогом переплете. В назидание, так сказать, потомкам.

А вот на Арбате книжные развалы до сих пор есть, только они перекочевали со Старого на Новый, где даже построили стилизованные избушки. Там обычно “ловлю” какие-то издания редкие по французскому и турецкому языкам. У нас в Жуковском, кстати, тоже есть в центре замечательный магазинчик в подвале. Туда можно прийти и зависнуть на несколько часов, чтобы все посмотреть, потрогать и, кстати, не только книги, но еще и разные вещи из прошлого. Мне там попадались очень интересные экземпляры книг.

Эла Знаменская. Тебе не кажется, что в эпоху потребления всего в «аренду», библиотеки могли бы стать центром притяжения для тех, кто все еще считает «бумажные книги» важным атрибутом своей жизни. Да, у каждого есть в распоряжении личная библиотека из топ-10, 20, 30…  Есть множество новых книг, которые вроде бы и не войдут в твою библиотеку, но прочитать было бы интересно и полезно. Мне, например, очень нравится формат многих московских книжных магазинов, где есть территория для чтения с чашечкой кофе, я бы с удовольствием «зависала» в таких местах.  Кстати, может, озвучишь твой топ?

 

Роман Ромишевский. Конечно, библиотеки это очень хороший выход для всех, кто постигает книги “в бумаге”, но не имеет возможности их покупать и, главное, оставлять дома ввиду недостаточности места. И как раз территории, где можно, в том числе, за чашечкой кофе читать книги это, наверное, и есть библиотека будущего. Чтобы там еще был интернет, цифровой каталог книг, место для каких-то творческих встреч с писателями и т.д.

Согласись, что библиотека старого формата может привлечь только наше с тобой поколение и тех, кто старше. Причем, большей частью возможностью окунуться в атмосферу нашего с тобой детства и юности.

Молодежи ведь нужно уже все другое, другой подход, другие правила, другая, так сказать, атмосфера. Даже вариант заказать книгу по телефону и потом в определенные часы прийти и ее забрать им вряд ли подойдет. То есть, им нужны современные культурные центры, где возможность взять книгу – это только одна из опций. Но это чисто мое мнение, основанное на опыте тех молодых людей, которых я знаю. В общем-то, именно такие культурные центры и создаются сейчас на базе библиотек по всей стране.

А что касается моего топ-10, то в нем Ильф и Петров (“12 стульев” и “Золотой теленок”), почти весь Экзюпери (“Маленький принц”, “Ночной полет”, “Южный почтовый”, “Планета людей” и “Цитадель”), Хоссейни (“Бегущий за ветром”), Ремарк (“Искра жизни” и “Ночь в Лиссабоне”). Есть и специфические вещи типа “Одно лето в аду” Артюра Рембо, но они, конечно, уже на любителя. Хотя, на мой взгляд, все это тоже дает представление о нашей жизни “как она есть”. Очень уважаю серию “Жизнь замечательных людей”, причем как современные издания, так и советские.

Если же говорить конкретно о писателях, то на первом месте у меня, конечно же, Экзюпери. Удивительный автор, постигший жизнь. Правда, почти во всех его произведениях главный герой, имеющий очень светлый образ, обязательно погибает. Но это никак не мешает тому, что он пытается донести до читателя.

Эла Знаменская. Всегда знала, что ты оптимист и романтик, скажи мне про свои любимые книги и я скажу, кто ты. А что касается библиотек, то все же главное в них – это книжный фонд, это основа, все остальное антураж. Это и надо развивать, выделяя достойное финансирование, тем более, как мы знаем, бюджет прошлого года у нас профицитный, но на библиотечном деле это никак не отразилось. У нас на самом деле довольно много пустующих муниципальных помещений. Но мы их то партиям раздаем, то общественным организациям, а библиотеки остаются за бортом. Согласись, что лучше развивать то, что уже есть, чем сначала уничтожить, а потом попробовать воскресить. Вся «оптимизация» на этом строится, поэтому все время этот термин и в кавычках: сокращение под обещания будущего развития, а там либо ишак сдохнет, либо падишах. Прямо, как у Экзюпери, все светлое обречено на гибель.

Роман Ромишевский. Насколько я понимаю, во всех этих преобразованиях библиотек речи не идет о том, чтобы сократить книжные фонды. Речь идет именно про форматирование самой системы и ее превращение в культурные центры. Фонд как был, так и остается, только спишут изветшавшие книги при условии того, что им есть замена на аналогичные современные издания. Так что здесь ничего плохого быть не должно. И это как раз укладывается в понятие развития того, что есть.

Но в целом я уверен, что книгам альтернативы все равно не будет в обозримом периоде истории, как бы активно ни развивались информационные технологии. Главное тут – желание их читать. Не потому что так сказали в школе, пригрозив плохой отметкой, а потому что интересно. Но, бывая в книжных магазинах, часто вижу там много молодых покупателей, а перед новогодними праздниками – так вообще очередь стояла на полтора часа в кассу. Значит, все не так уж и плохо на самом деле. И да – телевизор книгу одолеть не сможет. Это точно.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.