Военный сектор авиапромышленности России в 2021 г. Часть I

1621

В прошедшем 2021 г. суммарный выпуск военных самолетов в рамках гособоронзаказа на отечественных авиазаводах составил около 20 штук

КнААЗ им. Ю.А.Гагарина

Согласно информации Минобороны России от января 2021 г, на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ) им. Ю.А.Гагарина было запланировано построить четыре-пять истребителей пятого поколения Су-57 (Т-50С). В июне во время визита вице-премьера Юрия Борисова на КнаААЗ уточнили: всего на предприятии в 2021 г. будет построено 15 боевых машин, из них четыре серийных самолета Су-57 для Воздушно-космических сил (ВКС) России, остальные машины – это Су-35С. ВКС РФ в декабре 2021 г. должны были получить четыре истребителя пятого поколения Су-57. В конце января пришло официальное сообщение, что поставлено два истребителя Су-57. К концу 2024 г. ВКС РФ должны получить 22 машины Су-57, к 2028 г. их число в частях должно достичь 76 самолетов.

Пресс-служба Минобороны РФ сообщила, что в декабре 2021 г. партия из трех истребителей Су-35С поступила в Государственный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны РФ, расположенный в Липецке. Остальные истребители поколения 4++ Су-35С, предположительно, были построены в рамках зарубежных контрактов.

Иркутский авиазавод (ИАЗ)

В августе 2020 г. в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2020» Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) заключила с Минобороны России контракт на поставку в течение 2021-2025 гг. 21 многофункционального истребителя Су-30СМ2 для авиации ВМФ России и 25 учебно-боевых самолета (УБС) Як-130. Все машины будут построены на Иркутском авиазаводе. Средний темп производства в рамках гособоронзаказа должен составить 4 истребителя Су-30СМ2 и 5 УБС Як-130 в год. В январе 2022 г. заместитель генерального директора ПАО «Корпорация «Иркут» Александр Вепрев на официальном уровне подтвердил, что в прошедшем году на ИАЗ построено четыре многофункциональных истребителя Су-30СМ2.

Вооруженные силы России начали получать с ИАЗ c 2021 г. модернизированные многофункциональные истребители модели Су-30СМ2. Выпуск машин модели Су-30СМ в 2021 г. был прекращен.

Новосибирский авиазавод (НАЗ) им. В.П.Чкалова

Согласно официальной информации, в 2020 г. Минобороны России заключило контракт с компанией «Сухой» на производство 24 самолетов Су-34. По планам до 2027 г. каждый год планируется строить по 3-4 самолета марки Су-34. Ожидается, что в рамках нового контракта машины Су-34 построят в усовершенствованном варианте.

Предположительно, в 2021 г. были построены первые четыре новых машины Су-34 в рамках заключенного в июне 2020 г. Минобороны РФ с ПАО ОАК» нового трехлетнего контракта на строительство 24 бомбардировщиков Су-34.

В 2021 г. был построен второй опытный образец тяжелого беспилотного летательного аппарата (БЛА) С-70 «Охотник». Разработка тяжелого БЛА С-70 в рамках НИР «Охотник-Б» ведется компанией «Сухой» в интересах Минобороны России с 2012 г. В августе 2019 г. первый опытный образец С-70 «Охотник» совершил первый полет.

14 декабря 2021 г. состоялась выкатка из сборочного цеха НАЗ им. В.П. Чкалова (филиал ПАО «Компания «Сухой») второго опытного образца тяжелого разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата С-70 (С-70-2). Эксперты предполагают, что БЛА С-70 имеет взлетную массу около 25 т (из которых 2,8 т придется на вооружение) при длине планера около 14 м и размахе крыла около 19 м. Максимальная скорость полета С-70 «Охотника» – около 1000 км/ч (предположительно). БЛА построен с применением технологии «стелс». Построенный БЛА продемонстрировали заместителю министра обороны Алексею Криворучко.

В августе 2020 г. руководитель Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь заявил, что Минобороны России начнет получать первые серийные БЛА С-70 с 2024 г., а на вооружение они должны поступить в 2025 г.

В настоящее время НАЗ ведет строительство еще двух опытных образцов БЛА С-70 (третьего и четвертого). По плану они должны быть последовательно подключены к летным испытаниям в течение 2022-2023 гг.

Казанский авиационный завод (КАЗ) им. С.П.Горбунова

В ноябре 2021 г. на Казанском авиазаводе была завершена постройка сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160М (Ту-160М2), построенного с «нуля», и на Летно-испытательной станции авиазавода начались наземные испытания новой боевой машины. Вновь изготовленный стратегический ракетоносец Ту-160М совершил первый полет 12 января 2021 г. Полет проходил на высоте 600 м и длился около 30 минут. Экипаж летчиков-испытателей ПАО «Туполев» выполнил маневры, позволяющие проверить устойчивость и управляемость самолета в воздухе.

В феврале 2020 г. заместитель министра обороны генерал-полковник Алексей Криворучко (ныне имеет звание генерала армии) заявил в СМИ, что модернизированный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160М2, построенный с «нуля», совершит свой первый полет в 2021 г. и что его строительство идет по плану. А.Криворучко также сообщил, что поставки в соединения и части дальней авиации Минобороны РФ машины Ту-160М2 должны начаться в 2023 г. Воздушно-космические силы (ВКС) России получат 10 бомбардировщиков Ту-160М2 к 2027 г.

В частности, генерал А.Криворучко заявил, что новые модернизированные самолеты Ту-160М2, построенные с «нуля», не будут отличаться от модернизированных бомбардировщиков марки Ту-160М. Маркировка Ту-160М2 будет использоваться для обозначения построенных с «нуля» усовершенствованных машин марки Ту-160. Всего до уровня Ту-160М также должны быть модернизированы 15 строевых самолетов ВКС России.

Восстановление серийного производства (в модернизированном варианте) стратегического бомбардировщика Ту-160, созданного в 70-е – 80-е годы прошлого столетия (т.е. 40 лет назад), было преподнесено как выдающее достижение современного отечественного авиапрома, что весьма показательно.

РСК «МиГ» (объединение с компанией «Сухой» произошло в конце 2021 г.)

В августе 2018 г/Минобороны России подписало контракт с ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (в состав которого входит АО «РСК «МиГ») на поставку первых шести «серийных» истребителей МиГ-35С и МиГ-35УБ со сроком исполнения контракта с 2018 по 2023 гг. Постройка самолетов марки МиГ-35 осуществляется на Луховицком авиационном заводе (ЛАЗ) им. П.А. Воронина (филиал РСК «МиГ»). Стоит сказать, что 100 % акций АО «РСК «МиГ» принадлежат ПАО «ОАК», которое входит в состав госкорпорации «Ростех».

Итоги

В обзоре приводятся данные, о которых сообщалось в официальных отечественных СМИ. В основном речь идет о поставках легких военных самолетов.

С 1 по 3 ноября 2021 г. президент Владимир Путин провел серию встреч с руководящим составом Минобороны РФ и предприятий отечественного оборонно-промышленного комплекса в рамках совещаний, посвященных технологическому развитию и оснащению Вооруженных сил России.

Пресс-служба президента опубликовала на официальном сайте небезынтересные краткие выдержки из выступлений В. Путина. В частности, президент сказал в одной из выступлений следующее: «В рамках госпрограммы вооружения за последние четыре года было поставлено 25 зенитных ракетных комплексов С-400 и свыше 70 современных истребителей, модернизировано более 20 комплексов С-300 и 90 летательных аппаратов».

Получается, что Воздушно-космические силы (ВКС) Вооруженных сил России на протяжении прошедших четырех лет в среднем получали по 20 легких боевых машин в год. Можно сделать вывод на основании официально озвученной информации, что эта тенденция продолжилась и в 2021 г.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"