Российская вертолетостроительная отрасль в 2021 году

3618

Согласно заявлению руководства холдинга «Вертолеты России», в 2021 г. на предприятиях холдинга планировалось построить 185 вертолетов

ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ)

Холдинг «Вертолеты России», входящий в госкорпорацию  (ГК) «Ростех», заключил в 2020 г. с Минобороны России контракт на поставку двух вертолетов Ми-38 с салоном повышенной комфортности. Финишная сборка вертолета средней грузоподъемности Ми-38 производится на КВЗ. Церемония подписания соглашения прошла на Международном военно-техническом форуме «Армия-2020». Согласно пресс-релизам, Минобороны РФ должно было получить третий Ми-38Т и первый в VIP-варианте до конца 2021 г.

Также пресс-служба холдинга сообщила, что в 2021-2022 гг. обеспечит первую экспортную поставку вертолетов Ми-38 в соответствии с контрактом, заключенным «Рособоронэкспортом»,

В 2021 г. КВЗ поставил Северной базе охраны лесов России (ФБУ «Авиалесоохрана») первые два вертолета Ми-8МТВ-1. На КВЗ состоялась торжественная церемония передачи двух винтокрылых машин заказчику. Для ФБУ «Авиалесоохрана» приобретут шесть машин Ми-8МТВ-1 для тушения лесных пожаров. На эти цели правительство выделяет 5 млрд. руб. Вертолеты разместят в Красноярском крае, Иркутской области и Забайкалье.

В прошедшем году компании «Нацпромлизинг-Инвест» передано три вертолета Ми-8МТВ-1, построенные на КВЗ. Машины будут эксплуатироваться авиапредприятием «Газпром авиа». Осенью прошедшего года через Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК) получили четыре машины Ми-8МТВ-1, которые построили на КВЗ, авиакомпании «Стрежневское авиапредприятие», «Конверс-Авиа» и др. С января по ноябрь 2021 г. ГТЛК передала лизингополучателям 10 вертолетов производства КВЗ Ми-8МТВ-1 и 3 машины марки «Ансат».

Осенью 2021 г. КВЗ передал шесть легких многоцелевых вертолетов «Ансат» лизинговой компании ООО «Авиакапитал-Сервис». Часть «Ансатов», произведенные на Казанском вертолетном заводе, были направлены в санитарную авиацию, а часть – предназначены для грузовых и пассажирских перевозок.

Сейчас ГТЛК и лизинговая компания «ПСБ-Лизинг» выполняют контракт в рамках договора по поставке для Национальной службы санитарной авиации (НССА), которая контролируется ГК «Ростех», 66 вертолетов: 29 машин марки Ми-8МТВ-1 и 37 вертолетов «Ансат». Контракт выполняет КВЗ, входящий в состав холдинга «Вертолеты России», который контролирует ГК «Ростех». До конца 2021 г. НССА должны были передать 25 винтокрылых машин. Срок поставки остальных вертолетов до 31 декабря 2022 г.

В 2020 г. Новикомбанк профинансировал создание 17 вертолетов марки «Ансат» в различной комплектации, включая машины с медицинским модулем, на общую сумму 1,8 млрд. руб. и $ 12,5 млн.

По поводу поставок за рубеж вертолетов, выпускаемых КВЗ, можно сказать следующее. В апреле 2021 г. один легкий вертолет «Ансат» и вертолет средней грузоподъемности Ми-17-1В в санитарном варианте были поставлены в Туркмению.

В марте 2021 г. КВЗ поставил Таиланду три многоцелевых вертолета Ми-17В-5, которые были закуплены в рамках государственной программы Таиланда по оказанию помощи населению во время стихийных бедствий.

По данным Стокгольмском международного института исследований проблем мира (SIPRI), Россия поставила в Мали в 2021 г. два Ми-17В5 (КВЗ) в военном варианте. В начале сентября 2021 г. в Руанду был отгружен вертолет Ми-17В-5 в транспортной модификации, построенный в соответствии с подписанным контрактом с этой африканской страной в 2019 г. На КВЗ продолжается строительство машин Ми-17В-5 в рамках подписанного с Руандой контракта.

АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (У-УАЗ)

Авиазавод в Бурятии в настоящее время специализируется на производстве вертолетов Ми-8АМТ (Ми-171Е), Ми-171, Ми-171А2 и Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).

В 2021 г. на У-УАЗ построили опытный образец, предназначенный для летных испытаний, новейшей модификации легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т. В начале ноября нынешнего года в НЦВ в Томилино начались летные испытания новой модели вертолета Ка-226Т.

14 декабря 2021 г. на аэродроме Национального центра вертолетостроения (НЦВ) в Томилино совершил первый полет (на режиме висения) опытный образец перспективного многоцелевого вертолета средней грузоподъемности Ми-171А3, построенный в Улан-Удэ. Вертолет Ми-171А3 – это глубокая модификация запущенного несколько лет назад в серийное производство в Улан-Удэ вертолета Ми-171А2. Разработка вертолета Ми-171А3 началась в 2018 г. Винтокрылая машина Ми-171А3 предназначена для полетов на морские нефтяные и газодобывающие платформы

В конце декабря 2921 г. Улан-Удэнский авиазавод передал заказчику заключительные четыре вертолетокомплекта Ми-8АМТ в рамках первого этапа локализации производства этого вертолета в Казахстане. Согласно контракту, заключенного в 2019 г., предусмотрена поставка 17 вертолетокомплектов машины Ми-8АМТ для крупноузловой сборки в Казахстане до 2023 г. Суммарно уже собрано шесть вертолетов на авиаремонтном заводе № 405. Машины переданы эксплуатанту – МЧС Республики Казахстан.

Значительная часть выпущенных в прошедшем году на У-УАЗ вертолетов была изготовлена в рамках контрактов с зарубежными странами. В частности, для вооруженных сил Мали построено четыре военно-транспортных вертолета Ми-171. Как сообщила пресс-служба российской дипмиссии, вертолеты были переданы в торжественной обстановке военным Мали 26 ноября 2021 г.

В конце ноября 2021 г. Улан-Удэнский авиазавод поставил китайской компании Qingdao два первых вертолета Ми-171 в рамках контракта 2019 г. на шесть винтокрылых машин этой модели. Планируется, что машины будут использоваться для тушения пожаров.

ПАО «Роствертол»

На вертолетном заводе в Ростове-на-Дону в прошлом году продолжали серийно строить ударные вертолеты семейства Ми-28 и многоцелевые боевые вертолеты Ми-35М в рамках договоров с Минобороны России и контрактов с зарубежными странами, а также продолжали строить тяжелые транспортные вертолеты Ми-26.

Согласно официальным заявлениям, российские военные в 2021 г. получили три боевых вертолета Ми-28НМ. На этих усовершенствованных боевых вертолетах будет проводиться подготовка инструкторов и отработка методики боевого применения модернизированных «Ночных охотников». В марте 2019 г. во время посещения АО «Роствертол» заместитель министра обороны России Алексей Криворучко сказал, что в рамках выполнения первого этапа контракта на Ми-28НМ может быть поставлено 6 или 18 машин. Он также сообщил, что Минобороны РФ решило купить у холдинга «Вертолеты России» еще 10 тяжелых транспортных вертолетов семейства Ми-26, серийно выпускаемых на «Роствертоле».

В январе 2021 г. ВВС Мали получили многоцелевой ударный вертолет Ми-35М российского производства. По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), всего для ВВС Мали было заказано 4 вертолета Ми-35М. Торжественная церемония передачи машин состоялась 12 января прошлого года на территории 101-й авиационной базы ВВС Мали, примыкающей к международному аэропорту Бамако Сену.

Республика Беларусь получила в 2021 г. четыре вертолета Ми-35М. Об этом сообщил в СМИ министр обороны Республики Беларусь Виктор Хренин.

ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина» (ААК «Прогресс»)

Основным заказчиком у вертолетного завода «Прогресс» в городе Арсеньеве Приморского края является Минобороны России. Заместитель министра обороны Алексей Криворучко весной 2019 г. заявил, что до 2022 г. российские военные должны получить еще 30 машин Ка-52.

В феврале 2019 г. вице-премьер правительства Юрий Борисов при посещении авиазавода «Прогресс» в Арсеньеве, сообщил о планах по закупке более 100 боевых вертолетов Ка-52 в рамках госпрограммы вооружения, рассчитанной на 2018-2027 гг., однако он добавил, что будут закупаться только вертолеты новой модификации – машины Ка-52М. Позднее замминистра обороны А.Криворучко уточнил, что планируется закупка 114 вертолетов Ка-52М. Также по официальным сообщениям, с 2017 г. предприятие осуществляет поставки вертолетов Ка-52 в рамках заключенного в 2015 г. с Египтом контракта.

В настоящее время в Арсеньеве ведется изготовление первой партии серийных вертолетов средней грузоподъемности Ка-62 (шесть штук).

АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП)»

В 2021 г. КумАПП продолжало выполнять контракт по ремонту и глубокой модернизации противолодочных вертолетов Ка-27 в версии Ка-27М для авиации ВМФ России. Летом 2021 г. управляющий директор КумАПП Николай Фролов заявил, что у предприятия есть план на 2021 г., в котором прописано выполнение семи контрактов на поставку новых вертолетов. «Три вертолета Ка-32 завод должен построить для отечественных госструктур. Один вертолет Ка-32 мы поставим для нужд республики Башкортостан, еще три таких вертолета мы поставим в Китай. Помимо этого мы проведем ремонт и модернизацию семи вертолетов Ка-27 для Минобороны РФ и трех вертолетов Ка-31 для авиации ВМФ Индии». Закупаемый Башкортостаном один вертолет Ка-32 предназначен для регионального МЧС.

Итоги

В обзоре приводятся данные только по самым значимым поставкам  вертолетов предприятиями холдинга, о которых сообщалось в официальных отечественных и зарубежных СМИ.

Из 185 винтокрылых машин, произведенных в 2021 г., – около 100 вертолетов военного назначения, которые предназначены для поставок российским военным и на экспорт, и около 85 вертолетов – это машины гражданского назначения для внутреннего рынка и на экспорт. Более точные числа мы узнаем позднее – в мае-июне текущего года.

Для сравнения: согласно отчету холдинга, в 2020 г. на предприятиях холдинга «Вертолеты России» суммарно было произведено 128 вертолетов (для сравнения: в 2019 году – 153 машин), заказчикам поставлен в 2020 г. 141 новый вертолет. В частности, в 2020 г. на внутренний рынок поставлено 37 военных машин и 65 гражданского назначения. Кроме того, 39 военных вертолетов было поставлено на экспорт.

Экс-генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский на встрече с президентом России Владимиром Путиным в ноябре 2021 г. заявил, что «за предыдущие пять лет мы поставили на внутренний и внешний рынок 865 вертолетов с газотурбинными двигателями. Это второй результат в мире для гражданских и военных. При этом нам удалось существенно увеличить долю гражданской продукции в 2017 г. и сохранить достигнутые результаты в последующие годы».

Получается в среднем, что ежегодно на предприятиях холдинга строилось и поставлялось по 173-175 вертолетов. Можно сделать вывод, что изготовление 180 вертолетов в год – это количество сейчас «потолок» по возможностям предприятиям холдинга, т.к. внутренний рынок ограничен, а основными покупателями российской вертолетной техники c ограниченным модельным рядом за рубежом являются развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"