В конце нынешнего года в Авиационном учебном центре Казанского вертолетного завода (КВЗ) смонтирован и введен в эксплуатацию тренажер по обучению пилотов вертолета Ми-38
Тренажер соответствует третьей категории по нормам ИКАО (FTD-3), что позволяет переучивать на нем пилотов и периодически проводить тренажерную подготовку. С нынешнего года Авиационный учебный центр КВЗ может обучать на новом тренажере экипажи госавиации и иностранных заказчиков.
Тренажер создан специалистами санкт-петербургской компании АИРТ (Авиационные Исследования Разработки Технологии). Специалисты компании АИРТ (создана в 2009 г.) принимали участие в разработке и поставке более 60 тренажеров для различных типов воздушных судов для отечественных и зарубежных заказчиков.
В настоящее время Авиационный учебный центр КАЗ располагает тренажерами всех типов вертолетов, выпускаемых предприятием: Ми-8, «Ансат» и Ми-38. Тренажер винтокрылой машины Ми-38 позволяет имитировать полет в любую погоду, в том числе сложные метеоусловия. По словам разработчиков тренажера, установка оснащена виброакустической платформой, передающей звуки и вибрации работающей машины. Проходящие обучение пилоты вертолета Ми-38 смогут «летать» и над Казанью и над горно-лесистой местностью Адлера. Одними из первых к обучению приступят представители зарубежного эксплуатанта Ми-38. Однако эта зарубежная страна пока не называется. Предполагается, что это одна из стран Юго-Восточной Азии.
По неофициальной информации, сейчас на КВЗ строится 11 машин марки Ми-38. Два вертолета Ми-38 для одной из стран Юго-Восточной Азии, четыре машины – в VIP-исполнении для Минобороны России и пять машин – для авиакомпании «Россия».
Эксплуатация военной версии вертолета – машины Ми-38Т началась в декабре 2019 г., а эксплуатация гражданской версии вертолета – в феврале 2020 г. На сегодняшний день построено суммарно около дюжины вертолетов Ми-38.
На МАКС-2021 холдинг «Вертолеты России» и МЧС России подписали контракт стоимостью 14,7 млрд. руб. на поставку в 2023-2024 годах 9 вертолетов Ми-38. Получается, что цена одного вертолета для МЧС составила 1,63 млрд. руб.
Авиационный учебный центр КВЗ уже подготовил программу теоретического обучения по Ми-38, а теперь заказчикам будут доступны также услуги тренажерной подготовки.Авиационный учебный центр (АУЦ) Казанского вертолетного завода был создан в 1995 г. За более чем 20 лет функционирования АУЦ в нем прошли обучение почти 9 тыс. специалистов вертолетной отрасли. В Центре проводятся курсы переподготовки и повышения квалификации специалистов летного и инженерно-технического состава.
Справка ЖВ
Разработка вертолета средней грузоподъемности Ми-38 началась в СССР в середине 80-х годов прошлого столетия. Первый летный экземпляр Ми-38, оснащенный канадскими двигателями PW127/TS, поднялся впервые в воздух 22 декабря 2003 г., а второй – 22 ноября 2010 г. Прототип вертолета Ми-38 с новыми отечественными двигателями ТВ7-117В, получивший обозначение Ми-382, впервые был продемонстрирован на статической стоянке на МАКС-2011. Вначале машина Ми-38 была сертифицирована в грузовой версии в конце декабря 2015 г. 10 января 2018 г. было официально сообщено о запуске серийного производства вертолета Ми-38 на КВЗ.
Вертолет Ми-38 предназначен для перевозки 30 пассажиров или грузов массой 5-6 т в грузовой кабине. Максимальная масса груза, перевозимого на внешней подвеске, может составлять до 7 т. Крейсерская скорость полета – 280 км/ч. Практический потолок – около 6 км.
Эксперты считают, что рынок для Ми-38 будет объективно меньше, чем для менее грузоподъемного вертолета Ми-8/17/171, но рыночная ниша для новой «милевской» машины есть. Сейчас «Вертолеты России» ориентируются в отношении Ми-38 на рынок стран Азии.