От Оруэлла до Кафки

2170
Наталья Знаменская

Давайте начистоту: Новый год – это не повод для счастья, это маленькая надежда на удачу. Особенно сейчас, когда вменяемость – одно из самых отягчающих обстоятельств в нескончаемом потоке событий “От Оруэлла до Кафки”.
Надо признать, нам сильно не повезло, мы стали свидетелями деградации. Города, страны, общества и всего, что называется Родиной. А если некоторые до сих пор этого не поняли, есть время оторваться от телевизора и свежим глазом посмотреть вокруг. Думаю, что следующий год – это их год. Похоже, он станет откровением даже для тех, кто готов соглашаться со всем – “лишь бы не было войны”.


Во всяком случае, есть две очевидные вещи. Одна – из репертуара московского метро: “Осторожно, двери закрываются, следующая станция… одинокая, озлобленная родная держава, где постепенно заканчивается все: интернет, права человека, свобода слова, продукты, лекарства, деньги до зарплаты, надежда дожить до пенсии и вообще возможность на нее прожить. У нынешнего режима, кажется, кончились все идеи по удержанию статус-кво. Остались только старые, совсем не добрые, “грабли” – свирепые откормленные силовики и феерические циники – пропагандисты.
Вторая очевидность – из цикла “живая антиутопия”, сформулированная Джорджем Оруэллом: “Война – это способ разбивать вдребезги, распылять в стратосфере, топить в морской пучине материалы, которые могли бы улучшить народу жизнь и тем самым в конечном счете сделать его разумнее”. Судя по всему, улучшать народу жизнь и делать его разумнее – это последнее, что заботит сегодня власть. Я бы даже сказала, разум категорически несовместим с представлениями режима о безопасности самой власти. А это значит… читайте Оруэлла.
Но есть все-таки одно вполне себе приятное обстоятельство: испытания, через которые мы проходим, в конце концов остаются в прошлом. Время не любит ходить вспять, а значит, есть шанс, что рано или поздно “опыт – сын ошибок трудных” не промахнется: вернет людям Веру в себя, реанимирует самоуважение, научит презирать ложь, ценить ум и право выбора, сочувствовать ближнему и находить общее в ворохе противоречий. А главное – не бояться, а хотеть перемен.
Сейчас это кажется невероятным, но мое поколение прошло через три жизни: советский ампир, свободный хайтек и нынешнее цыганское барокко власть предержащих.
Я помню, как в последнее десятилетие ХХ века ветер перемен сносил крыши пропагандистских анклавов, как чиновники потеряли уверенность в собственной значимости, как в магазинах появились продукты, а мобильная связь сделала ненужной вечную очередь на установку домашнего телефона.
Я помню честные выборы в Жуковском и живые споры по существу местных вопросов. Потому что Жуковский был городом в Подмосковье, а не одним из муниципальных образований вотчины губернатора. Сегодня мы видим другое и ощущаем в полной мере, как это бывает, когда практически ничто в городе не принадлежит его жителям: от бюджета до земли.
Я, конечно, не питаю иллюзий, что 2022 год будет лучше нынешнего. Хотя и очень хочется. Ковид никуда не делся, общество в плену депрессии, власть откровенно глумиться над правдой, политические репрессии воскресили Сталина… Но есть ощущение, что кульминация этой эпохи достигла точки, когда история становится фарсом: все наигранно ликуют или молчат, но кукиш в кармане уже сложился. И у меня большие подозрения, что мы еще сможем увидеть, как ветер перемен снесет эту “идиллию вранья с беспределом” к чертовой матери.
А потому есть смысл, как минимум для любопытства. Чтобы досмотреть это “кино”, нужна выдержка и здоровье. Как говорил много раз художник и мозговед Андрей Бильжо: “Держите себя в руках”. То есть, не болейте сильно, не унывайте до края и любите детей, а не величие державы. Дети не заслуживают ни сумы, ни тюрьмы, ни войны. С Новым годом, жуковчане!

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Главный редактор. Рубрика "Колонка редактора", круглые столы, "Гость ЖВ"