Снег не пройдет

2400

В рубрике «Разговорчики в строю» Роман Ромишевский и Эла Знаменская обсудили особенности уборки снега при социализме с человеческим лицом и капитализме без лица

Последние годы всех упорно загоняют маршировать на плацу, однако право на мнение пока еще официально никто не отменял, поэтому даже при хождении строем еще осталась возможность поговорить. В рубрике «Разговорчики в строю» мы  обсуждаем текущие события. Роман Ромишевский и Эла Знаменская – оба журналисты, коренные жуковчане, которые родились и выросли в наукограде. Однако с разным отношением к жизни, первый готов верить, что будет лучше, а вторая всегда считает, что будет хуже. Истина, видимо, где-то посередине, но это тоже неточно.

Высота сугробов в Москве к следующему воскресенью, 26 декабря, достигнет 30 см. В общей сложности на предстоящей неделе выпадет от 7 до 12 мм осадков, сообщил ведущий сотрудник центра погоды. При этом ожидается резкое снижение температуры, по прогнозам со среды температура опуститься ниже – 25 градусов.

Эла Знаменская. Не хочется быть еще большим пессимистом, но нас ждут тяжелые времена. Я вот переживаю за Москву с ее многомиллиардным бюджетом, а за Подмосковье даже переживать бессмысленно, ведь мы знаем на основе личного опыта, что  за МКАДом жизни нет. Единственное, что могут сделать местные власти, это выдать каждому по лопате. Как говорили во времена социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду».

Роман Ромишевский. Мы живем в северной стране и каждый год мы говорим и читаем одно и то же: зима застала нас врасплох. И каждый год проблемы, в принципе, одни и те же: во двор не въехать, а если въехать, то уже не выехать. А еще тротуары в снегу и порой приходится протаптывать себе дорожку даже в местах, где есть асфальт. Честно, я не знаю, где произошел “сбой в цепи” мироздания, но сколько я живу на свете, столько я это слышу, начиная с декабря и до марта включительно.

Правда, в советское время, хоть я и был еще маленьким, но все-таки на последствия снегопадов жаловались не так активно. Вот с чем это связано? С тем, что чистили лучше или пешеходы с автомобилистами были выносливее?

Эла Знаменская. Сразу видно, что я старше тебя: отчетливо помню, что по дороге к коммунизму чистили хорошо. И даже если про дороги можно сказать, что было меньше автомобилистов, то, согласись, пешеходов больше не стало, у нас убыль населения. И тротуары всегда были расчищены, дворы были расчищены, я помню, что на горках во дворе мы не проваливались в снег. И мне кажется, причина в том, что было больше дворников, скорее всего, даже техники побольше, но исключительно потому, что была система, согласованность и консолидация с градообразующими предприятиями. И самое главное – за бардак в таком важном деле, как уборка города, реально «прилетало», были санкции, а не картинные разносы губернатора и красные зоны в рейтингах, от которых все уже заметно подустали. Вот я каждый день езжу по Раменскому, там также везде снег, хотя и в более снежные зимы, у них было заметно лучше, чем в наукограде, а сейчас мы сравнялись, они тоже подустали от такого “эффективного управления”.  Складывается впечатление, что скоро все местные администрации просто психанут, повесят амбарный замок и уйдут со словами: «да задеритесь вы уже со своими рейтингами».

Роман Ромишевский. Ситуация всегда осложняется тем, что снег идет ведь какое-то продолжительное время. То есть вот проехала машина, улицу “разгребла”, а оно снова нападало. И до тех пор пока эта машина снова пройдет со скребком снега снова нападет большое количество. И вроде бы вся работа начинается заново. Тут я понимаю коммунальные службы и не всегда понимаю раздражение жителей, причем не только у нас, но и в Москве. Потому что по сути ситуации идентичные, просто в столице, конечно, возможностей больше.   

В прошлую зиму мне понравилась акция когда устроили субботник по снегу. Помнишь, вся администрация тогда выходила с лопатами на уборку?

Эла Знаменская. Вот не надо брать из совка только плохое, например, плановую экономику и нетерпимость к мнению, отличному от линии партии. Можно же взять  и другое, например, какую-то систему управления городским хозяйством и страсть народа к субботникам. Хотя я понимаю, что при таком распределении бюджетных средств, когда у муниципальных бюджетов все забирают, а потом в виде подачек накидывают бессмысленные вещи типа благоустройства сквера, сделать что-либо сложно. Я вот неделю назад ездила по городу с руководителем МБУ «Центр дорожного хозяйства, благоустройства и озеленения», смотрела количество техники и это «слезы». Поэтому, когда губернатор Воробьев рассказывает на оперативных совещаниях, что всем нужно собраться и взять уборку под особый контроль, хочется в первую очередь дать ему лопату, посадить в ГАЗель и отправить в вояж по городам Подмосковья.

Но повторюсь, и при таких раскладах можно доказать, что мы все-таки город думающих людей, попросить помощи у ЦАГИ и ЛИИ, взаимодействовать с УК, председателями Советов домов, общественными организациями.  Проводить не многочасовые совещания, как дальше жить и закрыть «Добродел», иначе всех расстреляют, а каждое утро собираться представителям всех вышеуказанных совещаний на получасовые оперативки, чтобы распределить фронт работа и координировать усилия. А то, например, трактор ездит по улице Семашко, но во двор заезжать не хочет, потому что это УК, но жители пишут в «Добродел», и ему все равно придется заехать, потому что «Добродел» – это та гильотина, которая все равно опустится, но сейчас он рядом, а потом придется откуда-то срывать. Для этого, конечно, должен быть координационный центр, и сразу скажу, что не силами МЦУР, иначе нам всем конец. И не директор МБУ должен координировать уборку, у него и так сложная задача – заставить телегу без колеса ехать.

Роман Ромишевский. Раньше я точно помню, что был институт дежурных по городу. То есть это было несколько человек, которые, выходя на смену, брали на себя “дирижерские” функции и все обязаны подчиняться его указаниям. И тот же условный трактор на условной улице Семашко сразу бы заставил заезжать во двор, не дожидаясь заявки в “Добродел”. Но, кстати, про заявку – она все равно появится, потому что трактор даже под управлением дежурного, конечно, все расчистит, а снег продолжит падать.

Кроме того, большой фактор, мешающий уборке – это припаркованные машины. Понятно, что взять и одномоментно их не убрать для работы трактора. Но зачастую их паркуют так, что трактор вообще проехать не может, не то чтоб чистить что-то.

Что же касается управляющих компаний, то вот не могу не похвастаться: у нас во дворе (а я живу в районе платформы “Отдых”) дворник Елена с утра до вечера скребет дорожки зимой. Правда, она, естественно, не может вручную расчистить автомобильный проезд к домам, но с тротуарами проблем у нас нет. Что скрывать, несколько раз сам брал в руки лопату, чтоб откопать машину для выезда в город безо всяких “Доброделов”. Может, и правда устроить координацию с жителями, подключать их к уборке снега хотя бы в периоды когда его выпадает очень и очень много?

Эла Знаменская. Проблему припаркованных машин как раз и может снять координация с председателями Советов домов, потому что сейчас никто не знает, когда к ним трактор заедет. А можно в домовом чате написать: «Товарищи, к нам завтра приедет трактор, уберите машины, если техника не сможет проехать, снег никто не уберет и ругать вы можете  только самих себя». Согласись, это другой коленкор. И давай уж честно, снег еще не валил несколько дней подряд, так что можно было успеть убрать.

И да, жители разделились: одни считают (и совершенно справедливо), что они уже один раз заплатили налоги, чтобы спать спокойно, а другие считают, что бессмысленно ждать у сугроба трактора и лучше быстрее самим расчистить. Так вот неплохо было эту вторую часть «добрых самаритян» обеспечить лопатами и попросить помочь. Если власть не научилась справляться со своими обязанностями, то стоит хотя бы научиться просить. Но это, если власть умная.

Роман Ромишевский. Я бы лично вышел. Собственно, я так и делал неоднократно. И я думаю, что многие меня поддержали бы, не пускаясь в рассуждения про налоги и прочее, хотя налоги мы, действительно, платим. Но тут не стоит забывать и стоимость всего вокруг: той же солярки, тех же комплектующих для техники, каких-то других расходов на содержание.

Но все эти трудности для природы не имеют никакого значения и потому порой проще и быстрее сделать все самому или самим при помощи лопаты, чем ждать условный трактор. Другой вопрос, что впереди резкое похолодание и все это превратится уже в подмороженную кашу снега. Лопата там вряд ли чем-то уже сможет помочь. Надеюсь, что прогнозы погоды берутся в расчет теми, кто выпускает технику на линию и заранее к морозу все подготовят.

Эла Знаменская. Ну, знаешь, налоги такие, что техника на линию должна выходить как минимум позолоченная. Хотя меня и разрывает гамма противоречивых чувств, и я в принципе тоже уже готова сорваться и выйти с лопатой при условии «поддержки с воздуха», то есть, обеспечения техникой. Просто тогда нужно четко осознавать, что мы платим не налоги, а дань, и выводы свои трансформировать в голосование на выборах хотя бы.

Роман Ромишевский. “Поддержка с воздуха” как ты ее называешь была бы, конечно, очень желательна во время таких “субботников”. Но и все-таки, вот мы налоги платим, готовы сами идти помогать коммунальщикам в случае коллапса в отдельно взятом микрорайоне, если что – к нашим услугам “Добродел”. Почему же тогда у нас каждый раз зима приходит внезапно? Я понимаю, что вопрос этот почти что риторический. Но, может быть, ты знаешь на него ответ?

Эла Знаменская. Ты не поверишь, но знаю: потому что несколько десятилетий назад у нас власть определенной группы лиц пришла внезапно. После чего постепенно, но бесповоротно  профессионализм заменила лояльность.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.