На начало декабря 2021 г. построено 12 штук новых авиалайнеров, на этот же период нынешнего года поставлено авиакомпаниям 22 «Суперджета» (большая часть из них – из «запасников»)
Поставки «Суперджетов»
15 ноября 2021 г. на авиазаводе в Комсомольске-на-Aмуре совершил первый полет очередной серийный региональный авиалайнер «Суперджет-100». Это был 220-й самолет марки «Суперджет-100» и 12-я серийная машина, построенная и взлетевшая в текущем году. Борт имеет заводской № 95220 и регистрационный № RF-89184. Самолет предназначен для авиакомпании «Россия».
В начале нынешнего года руководитель Минпромторговли России Денис Мантуров заявил, что отечественным авиакомпаниям в 2021 г. будет поставлено 37 самолетов «Суперджет-100». «В 2021 году мы должны поставить 37 самолетов, за исключением максимум 10 самолетов, которые, возможно, перейдут на январь-февраль 2022 года», – сообщил министр. Министр не уточнил, сколько самолетов «Суперджет-100» (SJ-100) из 37 машин будет построено, а сколько поставят заказчикам со «склада» невостребованных ранее авиалайнеров SJ-100.
В частности, 3 декабря текущего года два самолета «Суперджет-100» авиакомпании “Россия”, один назван в честь города Певек, а другой – в честь города Рыбинск, перелетели с базы Жуковском в аэропорт Пулково (Санкт-Петербург). Оба борта оборудованы салонами экономического класса и рассчитаны на перевозку 100 пассажиров.
Госкорпорация «Ростех», куда входит ОАК, запланировала до 2024 г. поставить невостребованных ранее 60 самолетов марки «Суперджет-100» в различные отечественные авиакомпании. Процесс начался в 2020 г. и в уходящем 2021 г. продолжился.
Напомним, что в осенью 2018 г. ПАО «Аэрофлот» и АО «ГСС» (ныне «РС») подписали соглашение на поставку 100 самолетов SJ-100 «Аэрофлоту». Вся сумма сделки по закупке 100 лайнеров составляет $3,8 млрд. Весь контракт должен быть реализован до 2026 г. Необходимо сказать, что руководство «Аэрофлота» решило сосредоточить все эксплуатируемые авиакомпанией «Суперджеты» в дочерней авиакомпании «Россия». Сейчас самым большим количеством «Суперджетов» располагает именно авиакомпания «Россия» – 62 машины.
Бюджетные инвестиции
В 2021 г. бюджетная поддержка отечественной авиапромышленности должна достигнуть суммарно 113 млрд. руб. Oбъем ассигнований в текущем году был увеличен с 78 млрд. руб. на 35 млрд. руб. Практически весь объем увеличения ассигнований направили на программы в области гражданского самолетостроения. Расходы на нее были увеличены с 33 до 68 млрд. руб. Основной причиной увеличения финансирования стало выделение дополнительных средств на программу МС-21, которая, как оказалось, снизила темпы реализации. К концу 2022 г. планируются первые поставки первых серийных самолетов МС-21-300 с американскими двигателями PW1400G–JM в коммерческую эксплуатацию.
Выступая на Красноярском экономическом форуме (КЭФ-2021), который проходил с 12 по 16 апреля нынешнего года на берегах Енисея, вице-премьер правительства Юрий Борисов заявил, что санкции стали причиной задержки вывода самолета МС-21 на рынок и что предстоит «очень тяжелая напряженная работа, чтобы заместить до 40% присутствия иностранного бортового оборудования в этом флагманском проекте».
Стоит напомнить, что на самолетах марки МС-21-310 часть авионики поставляется американскими компаниями Honeywell, UTC Aerospace Systems, Collins Aerospace. Американская компания Goodrich при участии российской компании «Авиаприбор» поставляет систему управления полетом. Американская компания Hamilton Standard отвечает за поставки электрогенераторов и вспомогательного бортового электрооборудования.