Трое в лодке, не считая снегоуборочной техники

1594

Руководитель МБУ «Центр дорожного хозяйства, благойстройства и озеленения», чиновник администрации и журналист ЖВ отправились на поиски снегоуборочной техники и даже нашли ее за уборкой дорог, дворов и скверов

«Куда поедем?» – из подъехавшей машины выходит руководитель МБУ «Центр дорожного хозяйства, благоустройства и озеленения» Роман Храпов. «Поедем искать по городу вашу технику», – пытаюсь подстроиться под деловой тон разговора, чтобы не сорваться на многочисленные мемы и шутки про внезапно наступившую зиму.

Декабрь принес снегопады, которые в очередной раз оказались для властей всех уровней форс-мажором, так искренне они удивляются снегу зимой, что мы даже устали негодовать по этому поводу. При этом губернатор требует от муниципалитетов сделать все возможное, видимо, подзабыв про нищенские бюджеты на местах, из-за чего любая нестандартная ситуация превращается в последний бой. При этом укомплектованность коммунальных служб вызывает щемящее чувство жалости и вспоминается картина тощего крестьянина с сохой. В Жуковском даже парады коммунальной техники перестали устраивать, чтобы не драконить почтенную публику. После очередного снегопада утром 9 декабря мы связались с руководителем МБУ «Центр дорожного хозяйства, благоустройства и озеленения», чтобы своими глазами увидеть, как и какими силами убирают снег в городе.

Начальник Чукотки (МБУ)

«Вот сегодня еще одну машину поехали ставить на учет, скоро запустим в работу, – рассказывает Роман Храпов, параллельно кому-то дозваниваясь,  – сейчас две КДМ (комбинированные дорожные машины), пять тракторов, один «амкодор» (автогрейдер), четыре газели, три вышки, кран-манипулятор, ждем экскаватор. Еще как мы зовем «золотая ручка» – собирает снег на ленту и в грузовик. Да, еще два КАМАЗа – на 10 и 20 кубов». Перечисляет свое хозяйство Роман Сергеевич не без гордости, становится очевидно, что раньше матчасть была еще хуже.

В сквере у Вечного огня орудуют лопатами несколько рабочих, сначала решили убрать сам сквер, а потом и площадь перед памятником, вряд ли в десятиградусный мороз кто-то соберется возложить цветы, но с патриотизмом у нас в стране не шутят. После короткого производственного совещания, едем к администрации города, чтобы забрать Александра Федорова, претендента на пост заместителя главы по ЖКХ. Парковка перед администрацией расчищена, по бокам горы снега.

  • А почему тротуары в сквере не расчищены? Там ведь сотрудники ЦАГИ с утра идут на работу, да и вообще довольно проходное место?
  • Будем чистить позже, мы же еще должны расчистить муниципальные дороги, тротуары, остановки, внутриквартальные проезды, все сразу просто невозможно сделать.

Пока мы дискутировали по поводу приоритетов уборки, вышел Александр Федоров, и поехали в сквер Маяковского, где устанавливали потолок из новогодних гирлянд рядом с памятником Жуковскому.  «В этом году мы увеличивали высоту опор, а то в прошлом году трактор не проходил, и теперь снимать не будем после праздников, просто отключать, потому что любой монтаж-демонтаж гирлянды портит», – деловито сообщил Роман Сергеевич. В это время по скверу ездила снегоуборочная техника, а между ней с горок снега съезжали подростки. «А когда снег-то будут вывозить?» – решила я испортить детям праздник. «Вот сейчас с уборкой разберемся и начнем вывозить», – встал на сторону детей Храпов.

Один день – один двор

Проверив сквер решили зайти в центральный двор по Маяковского, 22,24, 26/7 и Чкалова, 37,39, на территории которого размещается и так называемый «малый брод». Большие дворы всегда являются предметов баталий между УК и МБУ, которые делят зоны ответственности за уборку. Однако во время снегопадов случаются перемирие, когда коммунальщики все вместе просто пытаются не упасть в «красную зону». В этот раз трактор МБУ расчищал дворовый проезд, а УК – тротуары и вход в подъезды. Мы посмотрели, как расчистили «малый брод» и пошли к контейнерной площадке, по поводу состояния которой было много обращений в «Добродел». Я рассказывала про казусы «Добродела», Роман Храпов многозначительно молчал, Александр Федоров просто молчал. За этим занятием нас и застала пожилая жительница, которая попросила донести пакет с мусором до контейнеров – «сама просто не дойду». Более символичной картины придумать сложно, к сожалению, весь смысл смогли оценить только я и Храпов, но он уже пошел смотреть работу трактора, около которого суетились сотрудники УК «ЖК Системы». Причем это были не рядовые сотрудники, административный персонал чистил дорожки жителям. «Ну, не надо у нас забирать трактор, ну пожалуйста», – встретила нас словами представитель УК. Трактор работал во дворе уже четвертый час под строгим контролем УК, за это время удалось очистить всего половину двора, таким образом, мы пришли к выводу, что после обильных снегопадов за день трактор может «освоить» максимум два больших двора. При этом важна работа дворников, которые разгребают тротуары, это вменили УК, получается по-разному.

Есть еще одна интересная деталь, с которой столкнулись во дворе Пушкина, 4, Чкалова, 21,23, Маяковского, 8,10. Механически в этом дворе почистить тротуары можно не везде, потому что многие из них огорожены заборами в рамках благоустройства, так что только лопата в данном случае оружие пролетариата.

  • Вот зачем делать заборы во дворах, если потом между ними нельзя нормально снег убрать?
  • У меня нет ответа на этот вопрос…
  • Конечно, потому что он риторический

Во дворе «Дружбы» ситуация с уборкой снега тоже оказалась удручающей, трактор еще не дошел, как впрочем и УК, разделившие двор. Но больше всего нашу троицу заинтересовала легендарная помойка: я с воодушевлением рассказывала Александру Федорову историю про то, как она стала летом домом для лиц без определенного места жительства, точнее показывала на практике ту проблему, о которой в теории рассказывала ему две недели назад. А роман Храпов фотографировал и обсуждал по телефону, что с утра эту контейнерную площадку убрали, а через четыре часа она опять полная и грязная: либо вывозить чаще, либо разобраться, кто все это сбрасывает в режиме нон-стоп. «Выдали бы лопаты, сами бы убирать уже снег начали, ходить невозможно», – дал обратную связь проходящий житель.

Первым делом – дороги, ну а жители – потом

Проехав по муниципальным дорогам, увидели, что они почищены, Баженова успели почистить дважды, так как машины быстро раскатали. На Гудкова трактор и несколько рабочих довольно бодро расчищали тротуар. Пока мы ездили новый «амкодор» успел получить регистрационные номера и его сразу запустили в работу.

«Вот с сегодняшнего дня цифры загорятся у самолета», – рассказал Роман Сергеевич, – а еще красивые консоли светящиеся на ул. Фрунзе установим…». «То есть, решили, раз хлеба нет, взять зрелищами?» – вопрос, который я задаю последние несколько лет всем чиновникам. «Я готов хоть весь хлеб отдать, но к сожалению, его количество у нас сильно ограничено», – не поддержал мой шутливый тон руководитель МБУ. – Вот сейчас бы побольше людей и техники во дворы, но улицы не можем игнорировать, а пять рабочих сейчас в цаговском лесу работы проводят по обращению на «Добродел». Меня опять прорвало по поводу идиотизма «Добродела» и отчетности вверх по вертикали власти. Вспомнила случай про группу организованных ворон, которые, по мнению заявителя из хулиганских побуждений вытащили кирпич из фасада дома, и потом всем миром целый день запихивали этот кирпич обратно. И тут же получила в свою копилку «Добросмеха» еще одну историю. На «Добродел» пришла жалоба с требованием разобраться с действиями бобров на берегу р. Быковка, которые обгрызали и портили деревья. Выехали на место, посмотрели и обнаружили, что портили исключительно осину, которая является отличной растопкой для бани. А после и задержали самого «бобра» – местного жителя, который с самодельным мачете кромсал осины вдоль берега. Или, например, как по геометкам, которые не сработали три дня в треугольном лесу открытый люк искали.

А в это время жители, уставшие ждать уборки в рамках правил, определенных региональным правительством, начали заполнять «Добродел» в категории «уборка снега». При этом за насущными проблемами не задумываешься, что правительство Московской области должно определиться в терминах: либо заложить в бюджет нормальное финансирование на покупку техники в муниципалитеты, либо перестать лицемерить и пересмотреть правила.

Умный город

«А чего больше не хватает, техники или людей?» – вопрос, который интересовал меня с самого начала. «Техника все-таки есть, людей бы побольше, но я же не могу штатное расписание раздувать, куда я потом людей после зимы дену, пока пробуем графики гибко выстраивать, – честно ответил Роман Храпов. – Конечно, «хватает» – понятие относительное, но все же лучше, чем было».

На мой взгляд, мало всего: и рабочих, и техники, и главное, местного самоуправления. Область решает, как и на что жить муниципалитетам, требуя отчеты на миллион, вложив рубль. Но даже в такой парадигме можно существовать, помня о том, что мы умный город, но не в том смысле, что можем электронные замки в администрации города за бюджетный счет поставить.

А просто понять, что не рейтингами едиными жив чиновник, можно и голову включить, а для этого нужно консолидировать усилия МБУ, УК и председателей Советов домов. Особенно во время снежного перемирия, чтобы не затыкать дыры в хаотическом порядке, а действовать системно даже в ситуации общего бардака, на то мы и наукоград.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.