Схватка за «Альтаир»

1382

Разработка высотного тяжелого беспилотного летального аппарата «Альтаир» решением военных продолжена

В Интернете широко обсуждается информация о начале летных испытаний третьего летного образца прототипа беспилотного летательного аппарата (БЛА) тяжелого класса «Альтаир». Первый полет первый летный прототип-демонстратор БЛА «Альтаир» совершил в середине июля 2016 г. на аэродроме Казанского авиазавода.

Однако, как стало известно спустя полгода, первый раз «Альтаир» пробовали поднять в воздух в феврале 2015 г. Тогда, по неофициальной информации, летные испытания тяжелого высотного БЛА «Альтаир» начались с пробежек и подлетов, и затем были приостановлены из-за возникших проблем с бортовой системой управления полетом (САУ) БЛА. Более чем за год САУ у «Альтаира» доработали. В 2017 г. был достроен второй экземпляр прототипа БЛА «Альтаир», который также подключили к летным испытаниям в Казани.

БЛА «Альтаир» – это летательный аппарат ЛА самолетного типа с крылом большого удлинения, на котором установлены два двигателя. Планер «Альтаира» выполнен из композитных материалов. Длина планера БЛА – 11,6 м, размах крыла – около 28,5 м, размах V-образного оперения составляет около 6 метров. Взлетная масса нового БЛА составляет более 5 т. Потолок полета – около 10 км. Запас топлива позволяет находиться в воздухе до 2 суток.

На «Альтаире» установлены два авиационных дизельных двигателя RED A03/V12 с турбонаддувом и жидкостным охлаждением, который разработан компанией RED Aircraft GmbH на средства российского холдинга «Финам». Двигатель имеет сертификат EASA и производится в Германии (г. Аденау), но в России ведется строительство завода по серийному производство двигателя, имеющего взлетную мощность 500 л.с.

Для установки на БЛА «Альтаир на предприятии АО «Фазотрон-НИИР» (входит в корпорацию «КРЭТ») разработали малогабаритную бортовую РЛС. Цифровая многофункциональная РЛС дециметрового диапазона для БЛА сконструирована на основе 3-D технологий. Малогабаритная БРЛС предназначена для обнаружения и сопровождения воздушных, наземных и надводных целей, для решения навигационных задач, картографирования подстилающей поверхности и др.

Разработчик БЛА «Альтаир» – казанское ОКБ им. М.П.Симонова (бывшее ОКБ «Сокол»). Вначале казанское ОКБ разрабатывало «Альтаир» совместно c АО «Транзас» (Санкт-Петербург). Победа в 2011 г. в конкурсе Миниобороны России на право проведения  НИР «Альтиус-М» по созданию БЛА весом до 5 т., получившая на первоначальном этапе финансирование в размере 1 млрд. рублей, принесла ОКБ много проблем.

Помимо решения сложных технических задач разработчикам БЛА пришлось столкнуться с внутриполитическими реалиями современной России: на ОКБ был произведен рейдерский наезд из-за денег Минобороны. При проведении рейдерских действий 22 апреля 2018 г. был арестован и посажен в СИЗО генеральный директор ОКБ им. М.П. Симонова Александр Гомзин. Ему было предъявлено обвинение в хищении 900 млн. рублей, выделенных на разработку БЛА «Альтаир». Коллектив ОКБ написал множество писем в высшие инстанции и «подключил» к освещению событий местные и федеральные СМИ с целью прекратить рейдерских наезд, проводимый с помощью силовиков. В конце концов Александра Гомзина освободили с подпиской о невыезде, и он вернулся к работе, а Минобороны РФ перенесло разработку «Альтаира» на Уральский завод  гражданской авиации (УЗГА), который входит в состав госкорпорации «Ростех», и имеющий, можно предположить, поддержку «дружественных силовиков».

19 декабря 2018 г. заместитель министра обороны России Алексей Криворучко заявил, что «сообщения о прекращении разработки «Альтаира» недостоверны», подтвердив, что «проблемы были, и произошла смена подрядчика». Сейчас разработка БЛА «Альтаир» в УЗГА и ОКБ находится на особом контроле руководства Минобороны. Первые полеты доработанного БЛА «Альтаир» должны состояться в течение нынешнего года. В 2020 г. планируется продемонстрировать окончательный вариант беспилотной крылатой машины, полностью изготовленной из отечественных комплектующих.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"