Монополии всех муниципалитетов, объединяйтесь! Как область решила ввести на рынок муниципальные управляющие компании

2263

Правительство Московской области представило новый проект единого стандарта сервисных компаний, по сути начав процесс перевода МКД в муниципальные управляющие компании

В новых экономических условиях люди стали новой нефтью, этот ресурс отрабатывается на разных уровнях. Правительство Московской области уже ввело «налог на мусор», проведя реформу по введению региональных операторов и расчету оплаты за вывоз ТБО за метры, а не с человека, причем посчитали все метры, а не только те, где проживает собственник. Реализация реформы проводилась под руководством на тот момент министра ЖКХ Евгения Хромушина. И вот под конец 2021 года тот же Хромушин, теперь в ранге вице-губернатора Московской области, представил новый проект – внедрение сервисных управляющих компаний по управлению многоквартирными домами на базе муниципальных ресрурсоснабжающих организаций.

Светлое будущее ЖКХ: подкрасим фасад и все заблестит

На оперативном совещании правительства и глав муниципалитетов 6 декабря свою презентацию вице-губернатор начал с  мотивационной составляющей, заявив, что губернатор распорядился отработать сервисную модель управляющих компаний, базирующихся на основе территориальных ресурсников – муниципальных водоканалов и теплосетях. Основной посыл – ресурсные организации никуда не денутся, это залог того, что жители не столкнуться с банкротством своей управляющей организации. «Мы попытались сделать такой стандарт, который любого человека вовлечет и обеспечит необходимое качество услуг на базе сервисных компаний», – отметил Евгений Хромушин. – У нас 53 тысячи многоквартирных домов, 890 управляющих компаний (804 – частные, 86 – с долей муниципалитетов). На сегодняшний момент с начала года по разным направлениям УК  поступило 355 тысяч заявок от жителей, которые преобразовались в 56 тысяч обращений. На уровень центра управления региона проскакивает каждая шестая жалоба в «неотработку», то есть, пять жалоб отрабатывается (УК решает в срок от 1 до 8 суток, исходя из регламента) и только каждая шестая попадает наверх для дополнительного контроля Госжилинспекции. В 2022 году мы должны прийти к соотношению один к десяти, а лучше еще больше, для этого нужно улучшить качество услуги».

Стандарт предполагает расширение и улучшение сервисов и клиентоориентированность. Евгений Хромушин показал фотографии офисов нескольких компаний, охарактеризовав это «страшным «совком», и отметил, что «по лицу встречают», «поэтому ничего хорошего, из того, что ожидают люди, это не дает. Как сообщил Хромушин, правительство вместе с Ассоциацией председателей Советов многоквартирных домов региона определили самые проблемные вопросы по управлению МКД и выделили несколько моментов, которых сейчас не хватает УК: отсутствие клиентоориентированного подхода, некомфортные условия, очереди, неудобный график работы и месторасположение офисов, отсутствие культуры общения с людьми, слабое информирование жителей через соцсети.  По мнению правительства, должна быть единая модель работы с населением, когда любая жалоба жителя раскладывается по конкретному исполнителю точно также, как сейчас в центрах управления регионом.

На сегодняшний момент в Подмосковье 15 УК на базе ресурсоснабжающих организаций в 47 муниципалитетах, у которых в управлении 3,3 тысячи МКД. В планах на следующий год, увеличить эту цифру вдвое. В пилотном проекте по введению новых стандартов пока 10 муниципалитетов – Химки, Одинцовский г.о., Подольск, Шаховская, Люберцы, Щелково, Мытищи, Ленинский г.о., Балашиха, Красногорск. До 1.09.2022 в каждом муниципалитете должна приступить к работе  сервисная компания на базе ресурсоснабжающей организации. Показатели по этой теме будут включены во все рейтинги эффективности ОМСУ.

Евгений Хромушин назвал плюсы сервисных компаний: они управляют коммунальными системами и  никуда не денутся, обеспечивают бесперебойное предоставление качественных услуг в сфере ЖКХ, оснащены собственной специализированной техникой, имеют собственные современные диспетчерские и аварийно-восстановительные службы, в штате работают мотивированные, опытные специалисты.

Начать решили с фасада, подготовив единый бренд «Наш дом», оформив экстерьер и интерьер в пилотных офисах. Униформа, мебель и брендирование техники, типовой сайт и раздаточные материалы – то, что, по мнению авторов единого стандарта, приведет к качеству услуг.

Стыдно подозревать, когда вполне уверен

Опыт Жуковского подсказывает, что под лозунгами улучшения качества услуг грядет очередной передел рынка управления жилым фондом. В нашем случае, все плюсы и доводы  разбиваются о действительность наукограда, которую мы наблюдаем не первое десятилетие. Ресурсоснабжающие организации у нас ходят по рукам, а точнее, формам собственности, например, водоканал побывал уже  и муниципальным, потом частным, потом опять вернулся в муниципалитет, повторяя историю с Крымом, который, как известно, не бутерброд. «Теплоцентраль» же хоть и находится в собственности муниципалитета напоминает фильм «Бумбараш», когда станицу по очереди занимают то красные, то белые, то зеленые.

И кстати, в 2019 году у нас уже одно муниципальное мероприятие спешно получило лицензию на управление МКД – это МБУ «Центр дорожного хозяйства, благоустройства и озеленения». Под него даже успели завести все дома почившей в банкротстве «Теплоцентрали-ЖКХ», но потом, претенденты на этот жирный кусок жилого фонда оспорили данное решение, дома распределили по другим УК, оставив у МБУ несколько домов, которые потом быстро слили частной УК, так как бутерброд оказался слишком тонким.

Теперь вот лицензию получило МП «Теплоцентраль», к профильной деятельности которой периодически возникают вопросы, и по клиентоориентированному отношению, и по культуре общения с людьми, и про информирование жителей через соцсети как-то даже говорить не приходится, а беда с мотивированными и опытными специалистами в штате – общее место всех муниципальных предприятий, это даже сама администрация признает.

А главное, все прекрасно понимают, что качество работ зависит не от брендирования (это уже «Почта России» всем давно доказала), а от работы надзорных органов и конкурентного рынка. Все монополии всегда приводят к противоположному результату – ухудшению качества обслуживания. И как раз частные компании для жителей в этом случае удобнее, потому что спешат исполнить любую заявку, так как прекрасно осознают, что при отсутствии административного ресурса в лучшем случае отделаются штрафом. Они хотя бы отдаленно еще помнят, что такое конкуренция и рынок, муниципальные же предприятия всегда действуют по принципу «кто ж его посадит, это ж памятник».

Однако после предложения включить показатель внедрения сервисных компаний в рейтинги оценки эффективности работы органов местного самоуправления (которое скорее всего будет принято), совершенно очевидно, что местные власти будут усиленно пытаться натянуть сову на глобус. Под взглядами удивленной публики, которая потом за это все и заплатит. Потому что за зрелища надо платить, а вкусного и качественного хлеба никто и не обещал.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.