Российские школьники разобрались с космическими струнами

531
Фото: пресс-служба Министерства просвещения России

Восемь золотых медалей и две серебряные завоевали члены основной и гостевой команд Российской Федерации на Международной олимпиаде школьников по астрономии и астрофизике (IOAA 2021). Интеллектуальное состязание прошло в городе Боготе (Колумбия) в дистанционном формате с участием 62 команд из 48 стран, став самым представительным за свою четырнадцатилетнюю историю. Для нашей гостевой команды, которая включала кандидатов в сборную на следующий год, мероприятие послужило  тренировочной олимпиадой.

Победителей выявляли по итогам из пяти туров – теоретический, анализ данных, обработка солнечных данных, наблюдение и командный. Часть практических заданий для ребят подготовили на основе научных статей.

«Олимпиада – очень важное мероприятие с точки зрения объединения школьников по всему миру: они встречаются, знакомятся, а потом пересекаются в науке или других смежных областях, связанных с космосом. В этот раз главной особенностью было то, что соревнования прошли онлайн, – поделился впечатлениями с ЖВ наставник российской сборной, учитель гимназии №1 города Жуковского Михаил Кузнецов. – Олимпиада должна была состояться в Колумбии ещё в прошлом году, но так вышло, что из-за пандемии такие мероприятия стали проводить в дистанционном формате. У нас был смешанный – оргкомитет находился в Боготе, а все туры ребята писали удалённо, дома.

С другой стороны это позволило увеличить число состязающихся. Это была самая представительная олимпиада за всю её четырнадцатилетнюю историю – 300 с лишним участников.

Кроме того, там нет деления на возрастные категории. Почти во всех странах мира дети учатся двенадцать лет, у нас – одиннадцать. Наши ребята как минимум на год моложе других участников олимпиады. Но это не мешает им показывать очень высокие результаты. Они – молодцы! Готовятся, стараются. У них было, по сути, пять туров. В том числе теоретический, который почти половину очков олимпиады стоит. Задания были очень интересные и даже местами сложные –  впервые на космические струны были задачи со сложной математикой.

Был практический тур, где они анализировали данные, строили графики. В наблюдательном туре ребята использовали данные космической обсерватории, изучающей Солнце, и рассчитывали параметры солнечных выбросов, проводя онлайн измерения по настоящим наблюдениям. По звёздным картам, по виртуальному планетарию отдельный тур у них тоже был. Последний внеконкурсный блок – командные соревнования. Во время их очного проведения стараются формировать команды из представителей разных стран, чтобы они знакомились и общались. Из-за ковида каждое  государство выставляло свою национальную сборную.

У нас в стране выстроена целая система отбора и подготовки школьников к олимпиадам – одна из лучших в мире. Только два россиянина и один голландец сумели трижды выиграть олимпиаду по астрономии – это очень большое достижение. Суммарно – силами основной и гостевой команд – нам пока удается множить победы. С каждым годом делать это все труднее, но мы стараемся.

Основные конкуренты – китайцы, американцы. У них по четыре «золота» на страну. Мы, конечно, всех обскакали – у нас восемь золотых медалей. В целом сильно выступают страны, где есть разноуровневая система олимпиадной подготовки, как у нас. Это, конечно, КНР. В США хорошая научная школа, которая позволяет эффективно готовиться. Выделяются также Иран, Румыния, Чехия, Украина.

Мы стараемся достичь сверхвысоких результатов, довольными никогда не бываем. Всегда у нас происходит рефлексия. Нашим детям, например, очень трудно даётся аккуратность, по сравнению, скажем, с корейскими ребятами –  у тех работы, прямо как в учебнике написаны.

Ещё одна особенность прошедшей олимпиады – организаторам было тяжело, они не спали ночами, проводили туры в единое время, что тоже не всем было удобно. Если у нас испытания начинались в час дня по московскому времени, то участники из государств Америки стартовали в пять утра, из азиатских стран – вечером. А, к примеру, теоретический тур длился пять часов.

Но благодаря дистанционному формату олимпиада стала самой представительной. И то, что наши ребята наверху рейтинга из 300 участников – очень ценно. Это показатель высокого уровня подготовки и образования в России».

Справка ЖВ

В основной команде золотые медали IOAA 2021 завоевали:

Илья Беспятый (Республика Мордовия);

Елисей Жданов (г. Москва);

Илья Просяной (г. Москва);

Данила Шкиндеров (г. Москва).

Серебряную медаль получил Андрей Ажакин (г. Москва).

В гостевой команде золотых медалей удостоены:

Екатерина Бобкова (г. Москва);

Алексей Живин (г. Москва);

Виктория Красоткина (Московская область);

Максим Пермяков (Республика Мордовия).

Серебряную медаль получил Максим Раменский (Республика Мордовия). Абсолютным победителем олимпиады стал Максим Пермяков (Республиканский лицей для одарённых детей, г.Саранск, Республика Мордовия).

Руководитель сборной – старший преподаватель кафедры небесной механики Санкт-Петербургского государственного университета, педагог дополнительного образования Президентского ФМЛ № 239 Борис Эскин. Заместители руководителя команды – ассистент кафедры теоретической физики и астрономии РГПУ им. А.И. Герцена Мария Волобуева и ведущий программист астрономического института им. П.К. Штернберга МГУ, учитель астрономии Гимназии № 1 города Жуковского Московской области Михаил Кузнецов.

Руководитель гостевой команды – педагог-организатор Центра педагогического мастерства Иван Утешев, заместитель руководителя – ассистент кафедры небесной механики Санкт-Петербургского государственного университета Ангелина Веселова.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут