Пройдемте в иноагенты. В реестр “СМИ-иноагентов” включили Инну Карезину, эксперта движения “Голос”

1880

Одно из крупнейших коммуникационных агентств –  КРОС на основе анализа СМИ и социальных медиа составило «Национальный индекс тревожности» россиян, определив их главные фобии. В ТОП-10 вошел страх стать иностранным агентом, что наглядно иллюстрирует пейзаж за окном.

Сначала иноагентами признавали некоммерческие организации (НКО), в 2017 году стали подступаться к СМИ, сначала с иностранным участием, но это быстро переросло в охоту на оппозиционных ведьм. В 2019 году ввели понятие физического лица, относящегося к СМИ-«иноагенту», этим термином решили обозначать людей, распространяющих сообщения в СМИ-«иноагентах» или участвующих в их создании, а также получающих иностранное финансирование. В 2020 году эти поправки вместе с обязательным требованием учредить юридическое лицо с детальной отчетностью и маркировкой всех публикаций, а также внушительные штрафы вступили в силу.

*Внесено Минюстом РФ в реестр незарегистрированных движений, выполняющих функцию иностранного агента

С июля 2021 года в реестр «СМИ-иноагентов» стали включать ведущих журналистов-расследователей, а очередные «самые прозрачные» выборы в сентябре спровоцировали очередное пополнение в реестре координаторов движения за честные выборы «Голос»*, которые были не журналистами, а спикерами по инфоповодам. Но это уже никого не волновало, как и то, что иностранное финансирование уже даже никто и не придумывают, просто включают в список СМИ иноагентов, как юридических, так и физических лиц (что само по себе нонсенс), без оглядки на профессию и доход. На сегодняшний день, в реестре более 80 позиций, многие из иноагентов к журналистике никакого отношения не имеют, они стали СМИ без прав, но сразу с наказанием.

**Внесена Минюстом РФ в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента

Среди СМИ иноагентов есть и представитель Московской области  – Инна Карезина**, региональный координатор Голоса в Подмосковье, репетитор по латыни и древнегреческому.

«Пытаюсь вникнуть, что это тут на меня навесили, – отреагировала Инна Карезина в соцсетях, единственной площадке, на которой она выкладывает информацию. – Итак, отныне я не просто физлицо, но еще и СМИ, причем иностранное. Это самое СМИ поглощает меня как частное лицо. Иными словами, я не могу быть просто Инной Карезиной даже тогда, когда у нормальных людей нерабочее время. По вечерам, по выходным – иноагент не отдыхает, потому что он уже не совсем человек. Я могу избавиться от этого статуса, только если перестану распространять информацию. Всякую. Вообще, в том числе в сотсетях, на любых страницах интернет-изданий, в ютюбе, в зуме и в очном формате.  И перестану заниматься общественной деятельностью, которая теперь квалифицируется как политическая. А также откажусь от иностранного финансирования, что бы это ни значило.  Почему я получила это клеймо – мне не объяснят даже в суде. Ответчик скажет: “Основания мы суду покажем, а вам – нет”. То, что делают с моей жизнью – не мое дело, я ведь уже не совсем человек.Впервые мы познакомились с Инной на выборах главы города Жуковский в 2013 году, когда наблюдать внеочередные выборы в наукограде приехало практически все наблюдательское сообщество, потом был 2014 год, когда фальсификации в Жуковском разбирались в Совете по правам человека при президенте, а «Голос» вручил наблюдателям из Жуковского медаль «Защитника свободных выборов». И далее без остановок на всех выборах в Подмосковье мы общались с Инной Карезиной, которая взяла на себя консультацию всех наблюдателей региона, потому что знала законы намного лучше всех избиркомов вместе взятых, однако они брали наглостью и безнаказанностью. Надо сказать в Королеве избиркомы отличались особым правовым нигилизмом, однако их всегда выводили на чистую воду, поэтому даже в эпоху безнаказанности об их уголовных проделках все знали, а ЦИК приходилось реагировать, пусть и ф формате слепоглухонемой обезьяны, но все же реагировать. И заслуги Инны Карезиной в борьбе за честные выборы признали единственным доступным власти методов – ее включили в реестр «СМИ-иноагентов».

Хорошо, ну, тогда, может, воспользоваться теми пряниками, которые сулит статус иностранного СМИ? У папы была старинная присказка: “Возьми на полке пирожок с гвоздями. Гвозди съешь, пирожок положи на место”. Исчерпывающее описание настоящей ситуации! Нет, я не могу получить аккредитацию в МИДе для наблюдения на выборах. Не получаю неприкосновенности при освещении уличных акций. Мне не положена даже такая бесполезная вещь, как беспошлинный ввоз автомобилей. Никаких привилегий, только обязательства.

Итак, обязательства. В течение месяца с момента внесения меня в реестр я должна зарегистрировать юрлицо. Неделя уже прошла. Если не успеваю – штраф. Для учреждения юрлица мне надо завести электронную подпись и юридический адрес, внести 10 тыс. рублей, измыслить устав. Для ведения дел понадобится бухгалтер, не пытайтесь бухгалтерить самостоятельно. Я должна сдавать не один, а два отчета – как юрлицо и как физлицо. Как физлицо – это прямо каждый поход в магазин. Просрочка или ошибка – штраф. Так, может, платить штрафы? Не получится: после двух административок за нарушение правил игры наступает уголовка на «двушечку». Это еще не «Игра в кальмара», но это уже не кино.

Ну а правилом игры, которое затронет всех вас, дорогие мои читатели, является, конечно же, дисклеймер. Я должна указывать все 24 слова: «ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТ». Кегль должен быть в два раза крупнее текста самого сообщения и располагаться вверху, а не внизу. Перед дисклеймером можно дать заголовок. В соцсетях технически невозможно сделать разные кегли в одном сообщении, поэтому капслок, который, строго говоря, не в двое больше строчных. Дисклеймер должен быть не только в постах, но и в комментах к постам друзей, и в комментах к собственным постам, уже отмеченным дисклеймером. Содержание не имеет значения. Прежде, чем написать кому-то слово “Спасибо”, я должна предупредить, что я не совсем человек.

Требование размещать дисклеймер относится также к размещению на агрегаторах моих репетиторских объявлений. Прежде, чем сообщать школьникам, студентам и их родителям о своей профессиональной квалификации, я должна предупредить, что я не совсем человек Эту информацию они должны узнать раньше, чем что-либо другое обо мне. К оффлайн-выступлениям это тоже относится. Если оно сопровождается презентацией – это довольно удобно, просто первый слайд должен меня разоблачать. Если без презентации – я должна разоблачать себя устно теми же 24 словами. Зато тут – не каждый раз, когда произносишь реплику, а только в самом начале мероприятия.

«Игра в кальмара» – южнокорейский сериал об играх на выживание, в которых проигравшие умирают

Ну и вишенка на торте. За моей активностью в интернете и моим прилежанием в отношении дисклеймера следит Государственный радиочастотный центр. Это просто машина. Она тупо фиксирует случаи отсутствия дисклеймера и генерирует протокол. Даже если повезет с «майором», договориться и исправиться, чтобы отозвать протокол, не получится. Правила ты знаешь: две административки, третья – уголовка. Еще не «Игра в кальмара», но уже – совсем не кино…»

Мы разговаривали с Инной после Дня Рождения главного редактора ЖВ Натальи Знаменской, которую Инна поздравила в соцсетях, начав с 24 слов дисклеймера, примерно также ей приходится комментировать и все остальные посты своих друзей.

Инна, у и каково оно – быть иноагентом, да еще и СМИ?

 На самом деле, когда стали присваивать этот статус моим друзьям и знакомым, я думала, что это просто ужасно и конец «мирной» жизни. Однако, когда сама стала «иноагентом-СМИ», оказалось, что это просто повседневные бытовые проблемы, которые начинаешь решать, как и любые другие. Более того, как отметили уже многие, это признание. Я даже благодарна, что вернули мне энергию и силы, которые уже практически истощились. После выборов в сентября, когда в очередной раз было не просто множество фальсификаций, а было и множество доказательств, произошло «выгорание», я решила дать дорогу молодым, а возможно бы и уехала. Но теперь у меня появилась спортивная злость, мне доказали, что я занимаюсь важным делом, и теперь я буду заниматься наблюдением за выборами еще упорнее. Есть еще один момент: у моих знакомых, которые говорили, что они вне политики, после такого решения властей, открылись глаза, они вернулись в Луны на Землю.

Единственное, что меня очень сильно печалит, что произошла дегуманизация общества, одних лишают прав, а другие уже не реагируют на эту недопустимую стигматизацию.

От «Голоса» в реестр внесли 20 человек и я, если честно, какой-то определенной логики не могу найти, почему именно эти люди…

Да, там и нет логики. Было бы логично, с точки зрения репрессий, внести региональных координаторов, но там есть и рядовые члены движения, а некоторых региональных координаторов, наоборот, нет. Мы даже смотрели по алфавиту, опять мимо (смеется). Это просто случайный выбор, такое вот Спортлото, которое, на мой взгляд, призвано в первую очередь уничтожить наш временной ресурс, потому что отчеты займут то время, которое раньше занимали действия. Более того, обязательная отчетность физических лиц, в которой я должна указать все свои личные покупки, считаю вмешательством в частную жизнь.

Вы уже зарегистрировали ООО? Как оно называется?

Да, ООО «Честные выборы», потому что это именно то базовое право, за которое я боролась и буду продолжать. Спасибо, Минюсту: своим решением они придали мне силы и энергию, так что все у нас получится.

 

 

 

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.